Примерное время чтения: 12 минут
6869

Трагик с душой клоуна. Странная жизнь и странная смерть Анатолия Солоницына

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Художественный фильм «Любить человека» режиссера Сергея Герасимова о молодых архитекторах. Советский актер театра и кино Анатолий Солоницын в роли Дмитрия Андреевича Калмыкова. 1974 год.
Художественный фильм «Любить человека» режиссера Сергея Герасимова о молодых архитекторах. Советский актер театра и кино Анатолий Солоницын в роли Дмитрия Андреевича Калмыкова. 1974 год. www.globallookpress.com

30 августа — 85 лет со дня рождения Анатолия Солоницына. АиФ.ru отследил все крутые повороты его судьбы — актёрской и человеческой.

А ведь звали-то мальчика, родившегося 30 августа 1934 г. в городе Богородске вовсе не Анатолием, а Отто. Во-первых, тогда, в эпоху Интернационала, иностранные имена были в моде. Во-вторых, на весь Союз тогда гремели свершения Отто Шмидта, географа, полярника, руководителя арктических экспедиций. Вот отец Фёдор Солоницын, журналист, и дал сыну имя в честь героя. А потом... Потом была война. И вражеское имя Отто мальчик попросил заменить простым русским Анатолием.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Arthouse (@arthouse.ru)

И профессию сперва он себе выбрал тоже самую простую — выучился в техникуме на слесаря-инструментальщика. Но потом передумал, снова вернулся в школу, чтобы получить полное среднее образование. Но погрузился с головой вовсе не в физику с химией, а в самодеятельность. И понял: никакой он не слесарь, а актёр.

Он рванул в Москву штурмовать творческие вузы. Но то, что восхищало жителей провинциальных городов, в которых жила его семья, столичных педагогов не впечатлило вообще. Три года он проваливался на вступительных экзаменах. После очередного провала он махнул рукой на столицу и поехал на Урал, в Свердловск. Учиться в студии при Свердловском драматическом театре. Первая и сразу главная роль в кино у него случилась тоже в Сверловске. В 1963 году на Свердловском телевидении он сыграл в картине «Дело Курта Клузевица» — кинодебюте ныне знаменитого режиссера Глеба Панфилова. В 1966 году Солоницын прочитал сценарий Тарковского и Кончаловского «Страсти по Андрею» в журнале «Искусство кино». И понял, что нужно штурмовать Москву снова. Да и гены дали о себе знать — один из его предков писал иконы.

После проб к фильму «Андрей Рублев» за Солоницына был только Тарковский. Остальные члены съемочной команды и чиновники от кино были категорически против утверждения на такую важную роль никому не известного актера из глубинки, которого к тому же три раза не приняли в ГИТИС.

Но Тарковский настаивал именно на таком Рублеве. Он решился на хитрый ход: собрал именитых искусствоведов и показал им несколько фотопроб. Мол, кто здесь выглядит как настоящий монах-иконописец? Все выбрали Солоницына...

Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на съемках фильма Андрей Рублев. 1965 г.
Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на съемках фильма Андрей Рублев. 1965 г. Фото: www.globallookpress.com

Как говорил в своих интервью режиссёр, для него синонимами профессии актера были слова «миссия», «послушание». Надо сказать, для того, чтобы играть в фильмах Тарковского, нужно было быть воистину миссионером. Так, съемки фильма «Сталкер» длились много лет. Братья Вайнеры переписывали по требованию Тарковского сценарий 10 раз — он требовал его «ускучнить», убрать живость. После тяжелейших съемок одного из эпизодов для «Сталкера» — в грязи и воде на заброшенной ГЭС в Эстонии — Тарковский оказался недоволен результатом. И тогда — невиданное дело — Госкино повторно выделило деньги на новые съемки. Алиса Фрейндлих (в фильме жена Сталкера) падала от переутомления в обморок, в картине со скандалом сменилось несколько операторов, Кайдановский, игравший главную роль, не выдерживая напряжения, пил и даже дрался с некоторыми членами съемочной команды. И только Солоницын беспрекословно шел за Тарковским, выполняя все его указания, порой совершенно противоречивые...

Вместо сказок — роли

Дочь актера, киновед и журналист Лариса Солоницына рассказывала в интервью о том, каким отцом был Анатолий Алексеевич: «Он со мной разговаривал как-то по-особенному. Эти интонации я узнаю, когда смотрю в "Андрее Рублеве" эпизод с маленькой княжной. Вместо вечерней сказки он читал мне свои роли. Так в семье были совмещены и необходимость работать, и отцовский долг».

Как вспоминает дочь артиста, самым лучшим снотворным для ребенка был текст «Бориса Годунова»: «Папа очень скрупулезно готовился к постановке в новосибирском театре "Красный факел"». А еще девочка обожала отцовские дружеские посиделки у них дома. Солоницын, по ее воспоминаниям, был очень веселым человеком с великолепным чувством юмора. «Мама его одергивала, — рассказывала в одном из своих интервью Лариса Солоницына. — "Толя, перестань быть шутом. Толя, не будь клоуном". И когда мой сын Артем на вопрос, кем он хочет быть, ответил, что клоуном, я подумала, что, может быть, гены заговорили»

Анатолий Солоницын в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 год.
Анатолий Солоницын в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 год. Фото: www.globallookpress.com

Солоницын был женат трижды. Первой его спутницей жизни была гример Свердловской киностудии Людмила Успенская.

Второй женой стала Лариса Сысоева, окончившая, как и Солоницын, театральную студию при Свердловском драматическом театре. Именно в этом браке, продлившемся с 1963 по 1978 год, родилась дочь Лариса Солоницына, выбравшая профессию киноведа и возглавившая в 2014 году столичный Музей кино.

Третьей женой стала Светлана, гримерша фильма «Сталкер». К слову о съемочном процессе фильмов Тарковского. Как шутил ассистент Андрея Арсеньевича, кинорежиссер Евгений Цымбал, Солоницын за время съемок успел и поухаживать за девушкой, и жениться на ней, и даже ребенка родить, а конца кинопроцессу всё и не предвиделось.

Лариса Солоницына рассказывала о своем младшем брате Алексее, который родился в этом браке: «Он очень похож на отца. Ему было около четырех лет, когда папа умер, и вряд ли Алексей мог запомнить какие-то его характерные жесты, поворот головы... Но он так же ходит, так же взмахивает руками, так же улыбается». Сегодня Алексей Солоницын — кинопродюсер.

Солоницын ушел из жизни очень рано — в 47 лет, от рака лёгких. В последние месяцы он лежал дома. Родные скрывали от него отъезд за границу Андрея Тарковского, понимая привязанность актера к своему мастеру. Но однажды проведать артиста зашел сосед и рассказал об эмиграции режиссёра. Для Солоницына это был удар. Умер актер 11 июня 1982 года. Вскоре из жизни ушла его вторая жена Лариса.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах