Режиссер Спайк Ли — персона авторитетная не только в мире кинематографа. К его мнению, например, о президенте Дональде Трампе прислушиваются все черные граждане Америки и не только они, а решение Ли не посещать церемонию вручения наград Американской киноакадемии в 2016 году из-за «слишком белого „Оскара“» едва не привело к всеобщему бойкоту, несмотря на то, что режиссер заявил, что каждый решает сам для себя. Впрочем, после этого демарша «Оскар» и академия подверглись серьезной реформе, и теперь сложно представить, чтобы два года подряд в актерских категориях не было бы ни одного чернокожего номинанта. Более того, в этом премиальном сезоне кинокомикс «Черная пантера» из марвеловской киновселенной всерьез собирается бороться за главные призы, ну а главным его конкурентом, видимо, станет новый фильм самого Спайка Ли «Черный клановец», который тоже о равенстве, братстве и толерантности.
О чем рассказывает «Черный клановец»?
Действие происходит в начале семидесятых годов. В полицию города Колорадо-Спрингс впервые устраивается чернокожий сотрудник: Рон Сталлворт (Джон Дэвид Вашингтон). Поначалу он работает в архиве и мужественно терпит расистские выпады коллег, но потом его переводят в отдел расследований. Первое дело, которое ему поручают, — это побывать инкогнито на встрече с лидером радикальной организации «Черные пантеры» Кваме Туре (Кори Хоукинс из «Ходячих мертвецов»). Задание Рон выполняет, но заодно знакомится с активисткой черного движения за гражданские права Патрис (Лора Хэрриер).
А вскоре после этого задания Рон сам находит дело, которое требует вмешательства правоохранительных органов: он находит в газете объявление местной ячейки КуКлуксКлана и записывается в неё. Начальство энтузиазм сотрудника поддерживает, и ему в помощь назначается полицейский еврейского происхождения Флип Циммерман (Адам Драйвер, ушастый ситх Кайло Рен из новейшей трилогии «Звездных войн»), который и служит лицом нового члена «белого братства», в котором, правда, полно антисемитов. Поэтому и для Сталлворта, и для Циммермана это задание становится личной вендеттой, особенно после того, как целью ККК стала Патрис.
Пнуть Трампа
Этот фильм основан на реальной истории: в качестве основы для сценария Спайк Ли взял опубликованную в 2014 году одноименную книгу воспоминаний самого Рона Сталлворта. Правда, одноименными фильм и книга стали только в русском переводе. Свою картину Спайк Ли назвал довольно необычно и, наверное, непереводимо: «BlacKkKlansman».
По жанру это комедия, и, пожалуй, отдельные моменты в «Черном клановце» действительно вызывают смех. Не исключено, что количество смешных эпизодов для американской аудитории будет больше, чем для зрителей из других стран. Впрочем, некоторые шутки интернациональны. Например, та сцена, в которой Сталлворт весьма экспрессивно доказывает вербовщику ККК свою преданность идеалам «власти белых». Ну и, разумеется, упоминание Трампа в настоящий момент не может не вызывать улыбку, особенно если о возможном приходе к власти в США белого националиста говорит персонаж из семидесятых.
При всем этом Спайк Ли совершенно не изменяет себе. Он по-прежнему четко рассказывает о проблемах чернокожих граждан США, к которым принадлежит и сам, и делает при этом не фильмы «о черных и для черных» (как плодовитый комедиограф Тайлер Перри), а картины «о черных для всех».
Против «Пантеры»
Так что, например, появление «Черного клановца» в основном конкурсе Каннского фестиваля этого года закономерно: как бы Ли ни игнорировал этот смотр, когда-то, много лет назад, прокативший его «Делай как надо!», но мимо такого высказывания отборщики пройти просто не могли. «Клановец», правда, не получил «Золотую пальмовую ветвь» (она досталась «Магазинным воришкам» японца Хирокадзу Корээды), но взял Гран-при, а заодно дождался специального упоминания от независимого экуменического жюри.
У марвеловской «Черной пантеры» с подобными призами похуже, но зато почти стопроцентный рейтинг среди кинокритиков и несомненное достижение, идущее в русле политики Американской киноакадемии последних лет: в этом кинокомиксе главными персонажами стали чернокожие супергерои, у которых даже есть собственное государство с технологиями будущего. Поэтому и намерение продюсеров картины номинировать ее во всех основных (и части технических) категориях «Оскара» вызвало определенный ажиотаж: «Пантера» переигрывала всех конкурентов по толерантности. Но «Черный клановец» путает все карты студии Marvel: в этом фильме больше реализма, больше настоящих людей и больше настоящей истории борьбы черных за свои гражданские права. И, хотя ку-клукс-клановцев Спайк Ли показал как законченных дегенератов, это как раз должно импонировать критикам Трампа. Зато у него нет фантастической Ваканды: все происходит здесь и сейчас, прямо по соседству. Хотя и тридцать лет назад.