В российский прокат вышла дебютная картина Ивана Шахназарова (старшего сына известного режиссера и главы концерна «Мосфильм» Карена Шахназарова ) «Рок». Лента в стиле «роуд-муви» рассказывает о путешествии автостопом молодых музыкантов из глубинки в Москву на грузовом поезде, фуре с рыбой и даже вагонетке. Это вторая полнометражная картина Шахназарова-младшего в статусе режиссера, хотя и явился следствием его же короткометражки с аналогичным названием.
АиФ.ru поговорил с кинематографистом о новом фильме, о том, почему он решил пойти по стопам отца, а также помогает ли такое родство и известная фамилия.
Дарья Лабутина, АиФ.ru: — Почему героями вашего дебютного фильма стали музыканты?
Иван Шахназаров: — У меня не было конкретных причин. Мне просто хотелось снять историю про трех молодых людей, которые куда-то едут — с этим я и пришел к сценаристу: «Вань (Иван Заваруев, — ред.), привет, хочу историю про троих ребят, возможно, музыкантов, которые куда-то едут». Все случайно получилось.
— Сколько времени у вас заняла работа над фильмом?
— Основательно мы начали работать три года назад, но сценарий был написан аж шесть-семь лет назад. Мы его написали, как только закончили снимать дипломную короткометражку. Через некоторое время он лег на стол и пять лет там благополучно пролежал, пока мы не встретили Федора Попова (продюсер фильма — ред.).
— Как водится в русских сказках, три молодца встречают на своем пути героев-помощников, Лешего, коварную бабу Ягу?
— Роуд-муви — это ведь переложенный в разные формы миф. Трое героев пускаются в путешествие, вылезают из зоны комфорта — для достижения мечты. По дороге они встречают препятствия, которые впоследствии становятся где-то и помощниками. В общем, проходят путь внутренних изменений.
— Вы тоже прошли путь внутренних изменений за время съемок?
— Конечно, колоссальный. Мне кажется, я в начале работы и сейчас — это два разных человека... Я повзрослел. У меня пропало восторженное отношение к профессии и к кино вообще.
— Иллюзии развеялись?
— Какие-то иллюзии развеялись, какие-то сформировались новые. Тебе ведь необходимо постоянно контактировать на площадке с огромным количеством людей. Плюс ко всему, эти люди, как правило, в два-три раза старше тебя — это хороший жизненный опыт.
— Вы всегда мечтали стать режиссером, глядя на отца? Или были иные варианты при выборе профессии?
— Нет, какое-то время я вообще собирался поступать на юридический факультет МГУ. Я учился в такой школе, в которой после ее окончания все шли либо на экономические факультеты, либо на юрфак. Мне казалось, чтобы чего-то в жизни добиться, нужно делать именно так. Потом эта идея отпала, я решил поступать на актерский факультет — в школе играл в театральной студии, вроде получалось неплохо. Выбор вуза не был вполне осознанным, поскольку я окончил школу в 16 лет и не особо понимал, чем хочу заниматься. Пошел на режиссуру, потому что плохо учился (смеется), и было понятно, что где-то рядом со ВГИКом и закончу. Уже ко второму курсу я почувствовал, что на своем месте нахожусь. И меня что-то стало получаться.
— Причем ведь считается, что режиссер — профессия для человека сформировавшегося, с большим жизненным опытом. Потому и звучат предложения сделать режиссерское образование бесплатным в качестве второго высшего.
— Так считалось всегда и, по большому счету, это правда... Но мне кажется, современный мир меняется и кино, соответственно, тоже. Оно становится более технологичным, форма преобладает над содержанием. В этом смысле молодые люди как раз имеют возможность показать что-то новое, высказаться. Поэтому важно эту возможность им давать. Да и сами молодые люди меняются, становятся более восприимчивыми, адаптивными ко всему новому, а значит, более чувственными. В чем-то более наивными, инфантильными — для жизни это минус, но для кино, как и для любой творческой профессии, определенно плюс. Тут ты не мозгом, а чувствами анализируешь происходящее. И в этом наше преимущество как молодых авторов.
— И целиться при этом стоит в такую же молодую аудиторию?
— В целом да, но я перед собой такой задачи не ставил. Мне хотелось снимать кино для себя, видеть его таким, каким мне было бы его интересно посмотреть, если бы я пришел в кинотеатр. Кино надо делать либо для себя, либо для близкого тебе круга людей. Тогда это будет по-честному. Если ты делаешь кино «для всех», получается заведомо усредненный продукт.
— Круг близких людей, в частности отец, уже посмотрел, одобрил?
— Да, говорит, понравилось. Но отец видел фильм на разных этапах: и на уровне сценария, и при черновом монтаже.
— Помогал, советовал?
— Я с ним советовался, но уже на финальном этапе, когда речь шла об утверждении сценария или конце монтажного периода. Он давал свои комментарии, и что-то из этого я даже учел.
— А вообще, быть ребенком известного режиссера — это дополнительная ответственность, которая усложняет жизнь или помогает?
— Есть внутреннее, врожденное чувство ответственности. Иногда возникают мысли: а что подумает папа, если я так сделаю? Но я такие мысли отбрасываю — они от лукавого. В конечном счете быть ребенком известного человека — то же самое, что быть ребенком любого другого человека. Я с этим фактом ничего поделать не могу (смеется), но отцом горжусь, конечно.
— Зато первая практика у вас была сразу на съемках у Карена Шахназарова!
— Да, на «Белом тигре» и на «Анне Карениной» я был помощником режиссера, занимался массовыми сценами — танками, пехотой, лошадьми, телегами...
— Неплохо для студента!
— Это был потрясающий опыт. В этом же амплуа удалось поработать и у Никиты Сергеевича Михалкова на «Солнечном ударе». Так что у меня хорошая школа и в практическом смысле.
— Уже вынашиваете идею следующего проекта?
— Мы уже разрабатываем сценарий — это совсем другая история, но из суеверных соображений не буду вам раскрывать подробности. Еще у нас со сценаристами есть идея снять сериал. Мне кажется, за ними будущее. Это совершенно новая форма повествования, отличающаяся от большого кино, там и драматургия своя особенная.
— Какие качества для режиссера важны?
— На первом курсе нам говорили, что мировоззрение, духовность, а главное — здоровье. А вообще, режиссер должен обладать уверенностью в себе, внутренним стержнем. Вне зависимости от того, что он снимает, ему нужно постоянно доказывать всем, кто вокруг него, что он — лидер и все делает правильно. Иначе люди за ним не пойдут.