Американский актёр Киану Ривз празднует своё 50-летие. Несмотря на внушительную фильмографию и статус голливудской суперзвезды, он ведёт довольно замкнутый образ жизни, сторонится светских мероприятий, редко попадает в объективы камер вездесущих папарацци. При этом жизнь Ривза заурядной не назовёшь — и карьерных достижений, и личных трагедий хватило бы не на одну биографию. Пару лет назад Ривз даже превратился в звезду интернета: фотография с актёром, одиноко сидящим в парке в окружении голубей, с печальным лицом и сэндвичем в руке, стала поводом для многочисленных пародий под общим названием «грустный Киану». На самом же деле гораздо более грустным является тот факт, что многие воспринимают Ривза исключительно как Нео из «Матрицы». АиФ.ru вспоминает другие, не менее значимые его актёрские работы.
Киану Ривз начал сниматься довольно рано, но работа в сериалах, рекламе и непритязательном молодёжном кино не способствовала успеху — его узнавали, о нём писали, но и критики, и зрители воспринимали актёра исключительно в образе легкомысленного подростка. Казалось, что, кроме выдающихся внешних данных — результата смешения английской, ирландской, португальской и китайской кровей — и экзотического имени, доставшегося ему от отца-гавайца и означающего в переводе «прохладный ветер над горами», Киану нечего предложить миру.
Постепенно избавляться от навязанного амплуа Ривз начал в 90-х. Сперва на экраны вышла картина Кэтрин Бигелоу «На гребне волны» о банде сёрфингистов-грабителей, где партнёром Ривза был Патрик Суэйзи. В том же 1991 году Гас Ван Сент пригласил его на одну из главных ролей в фильме «Мой личный штат Айдахо». Ривзу досталась роль Скотта, сына мэра Портленда, который бунтует против отца, зарабатывая на жизнь проституцией. Он сбегает из шикарного дома в компании страдающего нарколепсией нищего приятеля Майка, разыскивающего мать. Роль Майка досталась Риверу Фениксу (старшему брату Хоакина Феникса), с которым Ривз сдружился во время работы над фильмом — они проводили время вместе и за пределами съёмочной площадки, раздавали совместные интервью и участвовали в фотосессиях. В 1993 году Ривер скончался от передозировки наркотиков на пороге клуба в Лос-Анджелесе — эта громкая история стала первым серьёзным потрясением в жизни 30-летнего Ривза.
О смерти друга Киану узнал, будучи на съёмках фильма «Скорость» — первого настоящего блокбастера в карьере Ривза после предыдущих заметных, но всё же не столь громких ролей в «Маленьком Будде» Бернардо Бертолуччи и «Дракуле» Фрэнсиса Форда Копполы. Его партнёрша по «Скорости», актриса Сандра Баллок, вспоминала о том, каким видела тогда Ривза: «Думаю, что ему пришлось пройти через многое, хотя он старался этого не показывать. Мне кажется, что глубоко внутри ему было очень больно».
Вскоре после этого актёра ждало ещё одно потрясение — известие о том, что его сестра Ким больна лейкемией. Со страшным недугом она будет бороться много лет, болезнь отступит лишь в середине 2000-х.
Неизвестно, как сложилась бы судьба Киану и удалось ли бы ему справиться с депрессией, если бы не встреча с Вачовски — на тот момент ещё братьями. Первая часть «Матрицы» с Ривзом-Нео вышла на экраны в 1999 году. Фильм — одновременно и антиутопия, и экшн, и философская притча — мгновенно превратился в киногимн конца XX века, а невозмутимый исполнитель главной роли — в героя того времени. Одного этого фильма Ривзу было достаточно, чтобы раз и навсегда вписать своё имя в историю, но за первой частью последовали ещё две.
Очередной карьерный взлёт в жизни Ривза вновь оказался связан с личной трагедией. Примерно в одно время с выходом «Матрицы» актёр завёл роман с Дженнифер Сайм — начинающей актрисой, работавшей помощницей Дэвида Линча. Их отношения развивались стремительно, и в январе 2000 года они ждали прибавления в семье — дочка так и не появилась на свет, её сердце остановилось за неделю до предполагаемых родов. Спустя год после этого Дженнифер, тяжело переживавшая эту потерю, погибла в автокатастрофе. Возвращаясь с вечеринки в доме Мерлина Мэнсона, девушка, злоупотреблявшая и спиртным, и наркотиками, не справилась с управлением и врезалась в припаркованные на обочине автомобили.
Может показаться, что успех «Матрицы» и образа Нео Ривзу так и не удалось превзойти, а все его последующие работы не идут ни в какое сравнения с шедевром Вачовски. Бесспорно, в фильмографии актёра во второй половине 2000-х есть откровенные провалы, вроде «Дома у озера» (2006), но вместе с тем можно отыскать фильмы, ничем не уступающие ранним работам. В 2005 году на экраны вышел «Константин: Повелитель тьмы» — за мистическим триллером про ангелов и демонов, которым может показаться картина на первый взгляд, кроется не менее философская, чем «Матрица», история о человеческих страстях и борьбе с собой. И умение актёра играть одними глазами, сохраняя равнодушное выражение лица, как нельзя лучше пригодилось для роли человека, побывавшего в аду и воскресшего против своей воли — без определённого жизненного опыта достоверно сыграть подобную роль невозможно.
Второй очевидной киноудачей того времени стал для актёра фильм Ричарда Линклейтера «Помутнение» — футуристическая, нарисованная при помощи ротоскопирования (приём, при котором каждый снятый кадр дополнительно прорисовывают на компьютере) картина о мире будущего, в котором распространение наркотиков приобрело катастрофические масштабы. Ривз сыграл роль спецагента и одновременно наркомана, за которым ему же приходится следить. Психоделическая — и по картинке, и по содержанию — лента, в которой герои меняют обличье и видят галлюцинации, считается одной из лучших работ Линклейтера, однако игру Ривза оценили далеко не все. Многие зрители и критики, словно по привычке, обвиняли его в неэмоциональности, тогда как сам образ — уставшего, загнанного, пребывающего в состоянии психоза и помутнения рассудка героя — предполагал несколько отстранённую манеру игры.
В прошлом году на экраны вышли сразу две картины с участием Ривза, и обе были посвящены восточным единоборствам, давней страсти актёра. Одна из них — «Мастер тай-цзи» — стала ко всему прочему и режиссёрским дебютом Киану, что, однако, не способствовало успеху. Вторая — «47 ронинов» — и вовсе оказалась неумелой голливудской попыткой снять кино про самурайские традиции. В конце октября и в мировой, и в российский прокат должен выйти «Джон Уик», где Ривзу досталась роль бывшего наёмного убийцы, который вновь берётся за оружие ради праведной мести. Первые мрачные кадры с облачённым во всё чёрное актёром вселяют слабую надежду, что возвращение к образу печального, уставшего, но крутого парня пойдёт и фильму, и самому Киану Ривзу на пользу.