Легендарный режиссёр, сценарист Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. В его знаменитых картинах «Ирония судьбы», «Карнавальная ночь», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Небеса обетованные», «Гусарская баллада» сочетается, казалось бы, несочетаемое — смех и слёзы, горе и радость, серьезность и дуракаваляние... Он и в жизни был такой же — весёлый и грустный одновременно. Снимал весёлые комедии и в то же время писал минорные, грустные стихи.
В своём сборнике стихов «У природы нет плохой погоды» он написал:
Все тороплюсь, спешу, лечу я,
всегда я в беге нахожусь,
нехваткой времени врачуя
во мне таящуюся грусть.
Перенюхал все бутылки
С точки зрения Рязанова, самый высокий жанр в кинематографе — трагикомедия, которая совмещает в себе весёлое и грустное: у публики ещё в глазах слёзы, а он уже смеётся. В интервью «АиФ» мастер рассказывал: «Желание видеть жизнь в смешном свете — это свойство характера. Оно нечасто встречается. И я очень рад, что им наделён. Я вообще считаю, что юмор — отмычка, которая открывает все двери».
В его жизни тоже всё время пересекалось смешное с грустным. Например, когда была снята «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», долгое время картина вызывала сомнения у чиновников— какой пример может подать советским гражданам врач, который напивается до чертиков и мечется между двумя женщинами? Но в итоге, когда ленту увидели зрители, успех был настолько оглушительным, что стало очевидно: создатель «Иронии судьбы» достоин награды. Однако члены Комитета по государственным премиям заявили: «Фильм про похождения пьяного доктора не может её представить к государственной награде». «А когда дошло до тайного голосования, то проголосовали за фильм е-ди-но-глас-но! — рассказывал „АиФ“ Рязанов. — На деле они оказались лучше тех, кого из себя изображали. Редкий случай. Обычно люди хуже, чем пытаются казаться».
Курьезы случались и во время съемок «Иронии судьбы». Легендарную сцену, где герои Мягкова, Ширвиндта и др. напиваются в бане, снимали под лестницей «Мосфильма», где установили банные скамейки и кадки с пальмами. В день съёмок актёр Александр Белявский отмечал день рождения и тайком подменил бутылки с водой на водку настоящую. Как вспоминал потом Александр Ширвиндт, никогда ещё они с коллегами не чувствовали такого творческого полёта, как во время съемок первого дубля. Поэтому актёры требовали у Рязанова новых и новых дублей. Надо сказать, что Эльдар Александрович человеком был практически непьющим и не сразу понял, что артисты в кадре действительно пьяны. Когда до него дошло, что исполнители сыграли с ним шутку, начался ужасный скандал. На следующее утро Рязанов перед съемкой каждого дубля открывал бутылки и проверял, не налили ли за его спиной туда опять настоящей водки. В итоге артисты сказали режиссёру, что смонтировать то, что снято сегодня, с тем, что снято вчера, невозможно, ведь они и вправду были пьяны, а сегодня играют. Рязанов отрезал: «Отлично, вот и поглядим, кто у нас в кино снимается. А если не сможете пьянь сыграть, значит, таких „артистов“ я найду в любой пивнухе или даже под забором». По иронии судьбы, в фильме зритель видит те самые сцены в бане, когда артисты выпивали по-настоящему.
В предисловии своей книги «Необъятный Рязанов» Эльдар Александрович с грустью написал: «Пусть хоть раз в жизни скажут обо мне что-то хорошее». «Получается, вам в жизни не хватало похвалы?» — спросил его журналист «АиФ». Мастер ответил: «Меня втаптывали в грязь, по мне ездили бульдозерами. Но, когда я иду по улице, то каждый второй прохожий благодарит за то, что я сделал замечательные фильмы».
Надо сказать, что чиновники действительно потоптались на Рязанове. Его осуждали за то, что в «Гусарской балладе» роль великого Кутузова исполняет комедийный актер Игорь Ильинский. Из-за «Берегись автомобиля» тоже была масса проблем — председатель Госкино Алексей Романов считал, что лучше бы Юрий Деточкин в исполнении Иннокентия Смоктуновского не воровал у богатых машины, а сообщал о спекулянтах в ОБХСС...
Все, кто смотрел фильмы Рязанова, отмечают, что из фильма в фильм у него снимаются практически одни и те же актёры: Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Людмила Гурченко, Светлана Немоляева и др. Эльдар Александрович не скрывал, что у него есть любимцы, которые настолько талантливы, что могут сыграть кого угодно, не повторяясь. Он умел создать команду, в которой работалось не только эффективно, но и психологически легко.
Эльдар Рязанов на съемочных площадках своих легендарных фильмов
Не иначе, как иронией судьбы, можно назвать и встречу мастера с последней женой, с которой Эльдар Александрович прожил до конца своих дней.
В 1987 году к нему пришла на интервью Эмма Абайдулина... Тогда Рязанов и подумать не мог, что эта приятная женщина в очках станет его музой и спасением. В следующий раз они встретились в 1995 году. Эльдар Александрович тогда был в глубокой депрессии: ушла из жизни его супруга и партнер Нина Скуйбина, с которой они прожили вместе 22 года и сняли свои лучшие фильмы. Режиссёр тяжело болел и был практически на грани смерти. Эмма Валерьяновна начала ухаживать за ним, готовила, кормила. И, по признанию Рязанова, вытащила его в того света. А иронией судьбы эту встречу Эльдар Александрович называл потому, что всю жизнь не очень-то жаловал журналистов.
Умер Рязанов 30 ноября 2016 года на 89-ом году жизни от сердечной недостаточности. За день до смерти он написал стихотворение:
В старинном парке корпуса больницы,
кирпичные простые корпуса...
Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса.
А за окном моей палаты осень,
листве почившей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен,
принять несправедливость не могу.
Что мне теперь до участи народа,
куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.
Мне здесь дано уйти и раствориться...
Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса...
В честь 90-летия со дня рождения великого режиссёра в городской сети «Москино» бесплатно будут показывать любимые народом картины Эльдара Рязанова.
18 камео Эльдара Рязанова в собственных фильмах | Фотогалерея
Кинолента «Дайте жалобную книгу», 1964 год. Здесь известный кинорежиссер исполнил роль редактора газеты «Юность», который опубликовал критическую статью о плохом обслуживании в ресторане «Одуванчик».
Юмористическая пародия на гангстерский фильм «Старики разбойники» 1971 год. Эльдар Рязанов сыграл эпизодическую роль прохожего, который общался с Юрием Никулиным через тюремное окно.
«Невероятные приключения итальянцев в России», 1973 год. Эльдар Рязанов в образе врача, который небольшим молоточком отбивает лед с заледеневшего на крыле мафиози Розарио Агро.
Новогодний хит советской эпохи «Ирония судьбы, или с легким паром!». Зритель увидел фильм в 1975 году. А Эльдар Рязанов снялся в этой киноленте в эпизодической роли. Мы можем увидеть его в лице терпеливого пассажира самолета, на плече которого спал не совсем трезвый Женя Лукашин.
«Служебный роман», 1977 год. Можно сказать, что в этой киноленте Эльдар Рязанов снимался в массовке. Он исполнил роль незаметного пассажира автобуса. Кстати, знаменитая песня из этого фильма «У природы нет плохой погоды» была написана на стихи Рязанова.
«Гараж», 1979 год. В этом фильме Эльдар Рязанов сыграл роль начальника отдела насекомых. В основу фильма положен реальный сюжет. Аналогичные события происходили на «Мосфильме». Кстати, начальник отдела насекомых, который проспал весь фильм у чучела бегемота, вытягивает из шапки несчастливый билет и остается без гаража.
«О бедном гусаре замолвите слово», 1980 год. Действия фильма происходят в Николаевскую эпоху, спустя 30 лет после войны 1812 года. В небольшой уездный городок Губернск прибывает гусарский полк, туда же приезжает высокопоставленный чиновник, который должен проверить на благонадежность нескольких офицеров полка. Эльдар Рязанов снялся в эпизодической роли трактирщика-кондитера, которого заподозрили в том, что он не пропитал торт ромом.
«Вокзал для двоих», 1982 год. Эльдар Рязанов предстает в роли заместителя начальника железнодорожной станции. Стихи песни для этого фильма «Живем мы что-то без азарта» были написаны Рязановым.
«Забытая мелодия для флейты» 1987 год. Съемки этой киноленты Рязанов планировал еще в 1976 году, но тогда сценарий посчитали слишком острым, и работы над картиной запретили. Фильм был отснят позже, когда СССР вступил в эпоху гласности. Во время съемок этой картины Эльдар Рязанов перенес микроинсульт, в результате чего у него перестало слышать одно ухо. В этом фильме известный режиссер исполнил роль астронома.
«Дорогая Елена Сергеевна», 1988 год. В этом фильме Рязанов сыграл роль соседа главной героини картины, школьной учительницы математики Елены Сергеевны. Это первый фильм Рязанова снятый в жанре драмы. В одном из своих интервью режиссер признался, что фильм «Дорогая Елена Сергеевна» он считает лучшей своей работой.
«Небеса обетованные», 1991 год. Эльдар Рязанов в роли человека в кафе.
«Привет, дуралей», 1996 год. Эльдар Рязанов в роли Николая Тимофеевича, директора книжного магазина.
«Старые клячи», 2000 года. Рязанов снялся в эпизодической роли судьи. В этом фильме у героя Рязанова всего три реплики, но зато судья весело подпевает главным героиням фильма и выносит им оправдательный приговор.
«Тихие омуты», 2000 год. Рязанов исполняет роль врача-рентгенолога, который предупреждает профессора Кашатанова о том, что отделение милиции находится в соседнем дворе, при этом восхищается талантом Каштанова. «Что я могу полагать, если диагноз поставил сам профессор Каштанов», - говорит герой Рязанова, глядя на рентгеновский снимок.
«Ключ от спальни», 2003 год. Рязанов предстает перед зрителями в образе полицейского пристава, который помогает артиллеристу Чугуеву взломать дверь спальни, где находится его жена. Так же пристав отнимает у Чугуева пистолет, чем останавливает возможное кровопролитие.
«Андерсен. Жизнь без любви», 2006 год. Герой Эльдара Рязанова, хозяин гробовой мастерской, размышляет о том, как исполнить завещание великого писателя. Сказочник просил его проделать в гробу дырку, чтобы он смог видеть свои похороны. Как раз над тем, где проделывать отверстие, и ломает голову гробовщик.
«Карнавальная ночь 2, или пятьдесят лет спустя» 2006 год. Рязанов в этом фильме сыграл самого себя.
«Ирония судьбы. Продолжение» 2007 год. Здесь Эльдару Рязанову снова пришлось исполнять роль пассажира пьяного соседа, который всю дорогу проспал на его плече.
18 камео Эльдара Рязанова в собственных фильмах | Фотогалерея
Кинолента «Дайте жалобную книгу», 1964 год. Здесь известный кинорежиссер исполнил роль редактора газеты «Юность», который опубликовал критическую статью о плохом обслуживании в ресторане «Одуванчик».
Юмористическая пародия на гангстерский фильм «Старики разбойники» 1971 год. Эльдар Рязанов сыграл эпизодическую роль прохожего, который общался с Юрием Никулиным через тюремное окно.
«Невероятные приключения итальянцев в России», 1973 год. Эльдар Рязанов в образе врача, который небольшим молоточком отбивает лед с заледеневшего на крыле мафиози Розарио Агро.
Новогодний хит советской эпохи «Ирония судьбы, или с легким паром!». Зритель увидел фильм в 1975 году. А Эльдар Рязанов снялся в этой киноленте в эпизодической роли. Мы можем увидеть его в лице терпеливого пассажира самолета, на плече которого спал не совсем трезвый Женя Лукашин.
«Служебный роман», 1977 год. Можно сказать, что в этой киноленте Эльдар Рязанов снимался в массовке. Он исполнил роль незаметного пассажира автобуса. Кстати, знаменитая песня из этого фильма «У природы нет плохой погоды» была написана на стихи Рязанова.
«Гараж», 1979 год. В этом фильме Эльдар Рязанов сыграл роль начальника отдела насекомых. В основу фильма положен реальный сюжет. Аналогичные события происходили на «Мосфильме». Кстати, начальник отдела насекомых, который проспал весь фильм у чучела бегемота, вытягивает из шапки несчастливый билет и остается без гаража.
«О бедном гусаре замолвите слово», 1980 год. Действия фильма происходят в Николаевскую эпоху, спустя 30 лет после войны 1812 года. В небольшой уездный городок Губернск прибывает гусарский полк, туда же приезжает высокопоставленный чиновник, который должен проверить на благонадежность нескольких офицеров полка. Эльдар Рязанов снялся в эпизодической роли трактирщика-кондитера, которого заподозрили в том, что он не пропитал торт ромом.
«Вокзал для двоих», 1982 год. Эльдар Рязанов предстает в роли заместителя начальника железнодорожной станции. Стихи песни для этого фильма «Живем мы что-то без азарта» были написаны Рязановым.
«Забытая мелодия для флейты» 1987 год. Съемки этой киноленты Рязанов планировал еще в 1976 году, но тогда сценарий посчитали слишком острым, и работы над картиной запретили. Фильм был отснят позже, когда СССР вступил в эпоху гласности. Во время съемок этой картины Эльдар Рязанов перенес микроинсульт, в результате чего у него перестало слышать одно ухо. В этом фильме известный режиссер исполнил роль астронома.
«Дорогая Елена Сергеевна», 1988 год. В этом фильме Рязанов сыграл роль соседа главной героини картины, школьной учительницы математики Елены Сергеевны. Это первый фильм Рязанова снятый в жанре драмы. В одном из своих интервью режиссер признался, что фильм «Дорогая Елена Сергеевна» он считает лучшей своей работой.
«Небеса обетованные», 1991 год. Эльдар Рязанов в роли человека в кафе.
«Привет, дуралей», 1996 год. Эльдар Рязанов в роли Николая Тимофеевича, директора книжного магазина.
«Старые клячи», 2000 года. Рязанов снялся в эпизодической роли судьи. В этом фильме у героя Рязанова всего три реплики, но зато судья весело подпевает главным героиням фильма и выносит им оправдательный приговор.
«Тихие омуты», 2000 год. Рязанов исполняет роль врача-рентгенолога, который предупреждает профессора Кашатанова о том, что отделение милиции находится в соседнем дворе, при этом восхищается талантом Каштанова. «Что я могу полагать, если диагноз поставил сам профессор Каштанов», - говорит герой Рязанова, глядя на рентгеновский снимок.
«Ключ от спальни», 2003 год. Рязанов предстает перед зрителями в образе полицейского пристава, который помогает артиллеристу Чугуеву взломать дверь спальни, где находится его жена. Так же пристав отнимает у Чугуева пистолет, чем останавливает возможное кровопролитие.
«Андерсен. Жизнь без любви», 2006 год. Герой Эльдара Рязанова, хозяин гробовой мастерской, размышляет о том, как исполнить завещание великого писателя. Сказочник просил его проделать в гробу дырку, чтобы он смог видеть свои похороны. Как раз над тем, где проделывать отверстие, и ломает голову гробовщик.
«Карнавальная ночь 2, или пятьдесят лет спустя» 2006 год. Рязанов в этом фильме сыграл самого себя.
«Ирония судьбы. Продолжение» 2007 год. Здесь Эльдару Рязанову снова пришлось исполнять роль пассажира пьяного соседа, который всю дорогу проспал на его плече.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.