Сегодня тема патриотизма одна из ключевых для России. На этом фоне государство пытается привить россиянам любовь к Родине с помощью патриотических фильмов и даже видеоигр. Может ли все это научить молодое поколение уважать свою страну? Об этом и многом другом мы поговорили с певцом Олегом Газмановым, во время онлайн-конференции на АиФ.ru.
«Как мы сможем победить, если нас легко купить?»
Наталья Кожина: Олег Михайлович, сейчас стало популярным снимать фильмы про патриотизм, видимо, таким образом государство решило донести до нас мысль о том, что надо любить свою страну. У вас много патриотических песен, вы действительно думаете, что, исполняя их, вы можете привить людям любовь к Родине?
Олег Газманов: А если не петь про это, не писать и вообще ничего не делать, патриотизм сам по себе возникнет? С одной стороны, да, но сам по себе он возникает, только когда государство в опасности. Я, кстати, недавно был в Нижнем Новгороде, в городе, где в своё время вышел на площадь горожанин Минин и сказал: «Люди, я заложу свой дом, отдам все деньги, чтобы собрать войско и отбить Москву и Россию от захватчиков». Это была инициатива снизу. А сверху — когда удалось уговорить князя быть военачальником. Это всё соединилось и пошло. Я считаю, что мои концерты — это инициатива снизу. Государство понимает, что это нужно делать, но как только начинает делать — получается плохо, не всегда этому верят. Поэтому важно, кто флаг несёт, кому верят, тогда это действует. Когда это делается для галочки или отмывания денег в больших программах, тогда становится только хуже. Поэтому нужно это делать красиво и чистыми руками.
— Сейчас в стране демократия, а бывает такое, когда вам сверху говорят: «Нет, это ты петь не будешь».
— Сейчас тоже бывает, что запрещают. Это долгий разговор. Например, песня «Новая заря». Там есть слова: «Как мы сможем победить, если нас легко купить?» (смеётся). Когда я сочинял эту песню, я думал, что её, как гимн, подхватят — вот как борьба с коррупцией идёт. Я её сочинил в 2005 году и тогда её «закрыли», мне даже с каналов звонили и извинялись, что не пустят её в эфир. Некоторые говорят, что вот, мол, меняется страна, и я пишу песни под ситуацию. Ничего подобного. Я в 2005 году её сочинил и сделал видеоклип. Потом она плавно растеклась по интернету и по количеству просмотров и скачиваний обогнала песню «Господа офицеры».
— Вам не разрешили её исполнять? А как это вообще делается в наше время?
— Это, скорее, «брежневский» вариант — когда впрямую тебе не запрещают, но говорят: «Как бы начальство не разозлилось, лучше не надо». Я этим обстоятельством очень доволен, значит, точно попал в цель. А делается это очень хитро — вычёркивается из программы, предлагается заменить на другую песню, нет в ротации на телевидении. Но на концертах я её исполняю.
— А я думала, что артист вашего статуса может позволить себе очень многое...
— Я могу себе позволить всё, что я хочу. Вот говорят: «А где демократия?» Она как раз в том, что мне не закрывают рот на замок, эту песню можно крутить в интернете и везде. Если руководитель какого-то канала захочет взять на себя смелость, он вполне может её прокрутить. Ничего ему за это не будет. Сейчас эта песня даже более актуальна, чем в то время. Я вот думаю, как режиссёр, когда будет звучать эта песня, под неё сделать нарезку тех людей, которых поймали на коррупции. Это будет здорово, по-моему.
Большая смска
— Олег Михайлович, вам приходилось писать песни на заказ для каких-либо персон или организаций, насколько это сложнее, чем писать от души и по зову сердца?
— Я всегда пишу от души и по зову сердца. На заказ писать сложнее. Моя муза летает где-то, время от времени спускается и даёт мне возможность сочинить какую-то песню, я даже не знаю какую, я просто жду, когда сигнал придёт. Обычно я делаю так. Сначала я не соглашаюсь. Меня уговаривают. В конце концов, я говорю: «Согласен, но дайте мне месяц. Если в течение этого времени моя муза не прилетит, то я не буду делать». Потому что мне не хочется создавать набор рифм. С музыкой у меня всё быстро происходит, а вот со стихами — нет. Подбирать рифмы под какие-то темы — мне неинтересно.
— И какие темы вас так и не вдохновили?
— После того как я написал песню «Москва», мне предложили написать гимны буквально для всех городов страны. За большие деньги, кстати. Но я понял, что, если пойду по этому пути, то это будет, как «служил Гаврила хлебопеком, Гаврила булки испекал». Я понял, что не смогу это осилить, и не нужно это делать. Поэтому не стал этим заниматься. Присылали предложение написать песню про какую-то 128-ю нефтяную скважину, денег много предлагали. Разумеется, я отказался.
— Вы много времени уделяете микроблогам. Хотите поделиться приятными моментами в жизни или вам не хватает общения?
— Во-первых, я хочу поделиться приятными моментами моей жизни, поэтому в Instagram и twitter выкладываю свои фотографии, своё видение мира, лица людей, которые ходят на мои концерты. Это приятно и интересно. Во-вторых, мне не хватает общения, вернее, обратной связи с моими поклонниками, потому что мы разделены: сцена — здесь, а люди — там. Twitter — это такая большая смска, которую я посылаю всем своим поклонникам, которые подписаны, а это больше ста тысяч человек. Это очень интересный инструмент, которым можно пользоваться. Я никому в пресс-службе не даю вести его, только сам, причём с удовольствием.
Точно по инструкции
— До Олимпиады осталось совсем немного времени, я знаю, что вы были одним из факелоносцев, у вас в руках факел не погас?
— Несмотря на то, что многие говорили, что факел у меня погаснет, всё прошло хорошо. Я нёс точно по инструкции, как мне сказали: не переворачивал, не нажимал. Там были очень хорошие ребята и девчонки, которые показывали, как всё правильно делать. Я его пронёс по Светлогорску. Это город в Калининградской области. Я считаю, что это один из самых красивых городов нашей страны и самый красивый на балтийском побережье. Я нёс факел, и у меня было ощущение, что я прикоснулся к вечности, к истории. А по бокам и сзади было огромное количество людей, которые специально приехали из Калининграда и области, встречали меня с факелом. Это было прекрасно.
— Это все, конечно, здорово и красиво, но сколько денег потратило государство...
— Потратили, конечно, много денег, но не только на Олимпиаду. Я недавно был на олимпийских объектах. Грандиозное строительство! Фактически сделали новый город с нуля, новые дороги, огромный тоннель пробили в горах, построили всю инфраструктуру, гостиницы. Главное, чтобы это и после Олимпиады работало. Есть пессимисты, есть оптимисты. Я отношусь к последним и доволен, что у нас в стране есть такие грандиозные стройки, что всё это у нас останется.