Вена начала XIX века — одна из музыкальных столиц мира. Музыка повсюду: на улицах, в домах, в многочисленных кафе, в театрах, в концертных залах. Вена влечет к себе музыкантов со всей Европы, сюда приезжают и итальянцы, и чехи, и словаки, и венгры, и немцы, все со своей музыкой, мелодиями своего народа.
А Франц Шуберт, этот близорукий, низкорослый, застенчивый юноша, родился в Вене. С детства он дышал воздухом венских улиц и дома постоянно слышал музыку, которую в его семье очень любили. Он не мог не стать музыкантом. И он им стал.
Первые уроки игры на скрипке и фортепьяно Франц получил от отца, учителя приходской школы, и старших братьев. Затем, когда у мальчика обнаружился прекрасный голос, его взяли в императорскую придворную капеллу. Играл он, в качестве альтиста, и в ученическом оркестре при капелле. Наверняка Шуберт мог бы стать прекрасным исполнителем, ведь он благоговел перед Гайдном, Моцартом, Бетховеном и понимал их. Но что делать с той музыкой, которая с утра до ночи звучала в его собственной голове?
Шуберт начал сочинять с детских лет. Однажды директору капеллы, Антонио Сальери, попалось на глаза одно из этих произведений. Разглядев у мальчика явные способности, Сальери принялся учить его композиции. Но скромный ученик проявил редкое упрямство. На уроках он выполнял требования учителя и корпел над сочинением арий в блестящей итальянской манере, а дома продолжал писать немецкие песни, к которым его влекло больше всего.
Когда у Франца, как и у всех мальчиков-подростков, начал ломаться голос, ему пришлось уйти из капеллы. Встал вопрос о его будущем. Отец, ничуть не сомневаясь в способностях сына, все же понимал: чтобы преуспеть в качестве музыканта, а тем более композитора, нужен не только талант, но и уверенность, настойчивость, предприимчивость. Его робкий мальчик явно не обладал этими качествами. Поэтому родитель избрал для него профессию учителя музыки (все-таки хоть какой-то верный хлеб!) и определил на работу в свою школу. Франц подчинился. С тех пор жизнь его поделилась на две части: ненавистные уроки в школе и те скоротечные часы, когда он мог слушать и сочинять музыку.
Шуберт трудился без устали: на нотный стан ложились песни, хоры, симфонии, сонаты, квартеты... За один только 1815 год композитор сочинил 150 песен!
Но его терпению настал предел. В 1822 году Шуберт навсегда покинул родной дом и отправился навстречу неизвестности. Его, как и предрекал отец, ждали тяжелые испытания. Будучи совершенно непрактичным человеком, композитор получал за свои творения гроши. У него не было денег, чтобы снять комнату и купить одежду, часто он неделями питался только сухарями и кофе. Но у него были друзья. Не покровители, а именно друзья, такие же бедные, как и он сам, но столь же любящие и понимающие музыку. Именно благодаря им со временем Вена узнала Шуберта.
В 1828 году композитор заболел тифом, его ослабленный лишениями организм не выдержал испытания, и врачи ничем не смогли помочь. За свою короткую жизнь (31 год) композитор написал 8 симфоний, 8 квартетов, 2 трио, 20 сонат для фортепьяно, 2 фантазии для фортепьяно, множество других произведений. Такие прекрасные его песни, как, например, «Зимний путь», «Лесной царь», «Серенада», «Аве Мария», позволяют назвать Шуберта величайшим композитором-лириком XIX века.