«АиФ»: - Дима, очень уж положительный образ у тебя сложился на эстраде. Не надоело быть пай-мальчиком?
Д.М.: - Тут два варианта. Либо надо постоянно влюбляться, жениться, разводиться, драться и т. д. Либо быть способным это придумать и сыграть, вызвать к этому интерес, да так, чтоб это не выглядело нелепо. Режиссёр Тимур Бекмамбетов мне как-то сказал, что в кино всегда побеждают добрые вечные христианские ценности. Положительный герой людям больше нравится. Да, возможно, это не вызывает молниеносного интереса. Но такая позиция уважается.
Есть усталость...
«АиФ»: - Ты с 18 лет на профессиональной сцене. Не устал?
Д.М.: - Усталость, безусловно, есть. Но, с другой стороны, есть желание двигаться дальше. Меня сейчас занимает вопрос исполнительского мастерства на рояле. Кажется, эта «миска с супом» мною до конца не съедена в отличие от поп-музыки. Чувствую, что нужна пауза, чтобы осмыслить, куда двигаться дальше. Сегодня массовая культура переживает серьёзный кризис идей. Фильм «Аватар», например, сделан на высочайшем технологическом уровне, поэтому его интересно смотреть. Но разве там есть оригинальный сюжет? Это всё было в кино и литературе много раз. Так и в поп-музыке. Существует не более 10 риффов, на которых базируются все сегодняшние песни. Штампы убивают всякое творчество.
«АиФ»: - У нас вообще очень низкий уровень эстрады. Почему за столько лет не выросли звёзды хотя бы уровня Бритни Спирс, не говоря уже про Джорджа Майкла или Питера Габриэла?
Д.М.: - Это касается не только музыки. А где молодые актёры уровня Николсона или Аль
Пачино? Тоже нет. У нас вся массовая культура ориентирована на внутренний рынок, поэтому и нет движения вперёд. Многих артистов эта ситуация просто развратила: вроде как и не надо стремиться к чему-то большему, если народ и так слушает. Идёт массовая культурная деградация населения, которая началась не сегодня. Андрей Тарковский в своих дневниках в начале 70-х годов писал: «Всё, что требует усилия, ныне находится в пренебрежении. В ходе исторического развития прогресс движется семимильными шагами относительно развития духовного». Поэтому исполнительское и прочее мастерство, как выясняется, не особенно и нужно в отличие от настырности и пронырливости. Выпуск музыкальных альбомов, которые раньше были средством заработка для артистов, сейчас не приносит ничего, кроме убытков. И артисты постепенно смирились с тем, что люди бесплатно качают их песни из Интернета - был бы интерес. У нас на эстраде и так узкая поляна, и она к тому же уже вся истоптана. А шире развернуться не получается, потому что на это нет спроса.
«АиФ»: - Как ты с этим борешься?
Д.М.: - У меня была попытка проехаться по России с программой «Пианомания», но, как выяснилось, в чистом виде инструментальную музыку за пределами Москвы и, может быть, Питера люди не готовы воспринимать. Публика хочет песен, развлечений. Поэтому мне пришла идея сделать развлекательно-просветительскую программу - музыкальный моноспектакль, в котором будут задействованы рояль и экран с видеоинсталляцией. Мне это гораздо интереснее, чем просто: «Дмитрий Маликов поёт свои песни».
Земфира молчит
Д.М.: Кстати, даже такие большие звёзды, как Земфира, двигающие поп-музыку вперёд, сегодня молчат. Наверное, потому, что в этом жанре больше нечего сказать. Влияние музыки на умы людей уменьшается, к сожалению, для нас, артистов.
Возникает вопрос: а можно ли и дальше будет зарабатывать музыкой? Так всё нестабильно в нашем мире. Хотя денег должно хватать, как сказал один знакомый актёр, на еду, детей и путешествия. Всё остальное - это уже лишние деньги.
К своим 40 годам я подошёл с большим багажом. Рядом со мной моя семья, много друзей, 12 изданных пластинок. Задача артиста, как я себе её вижу, - гармонизировать пространство вокруг себя с помощью своей работы. И, судя по количеству положительных эмоций, которые я принёс людям за это время, эту задачу почти выполнил.
Досье
Дмитрий Маликов родился в 1970 г. в Москве. В 1994 г. окончил с красным дипломом Московскую государственную консерваторию (класс фортепиано). Заслуженный артист России.