Копировали Запад
«АиФ»: - Юрий Михайлович, вы часто говорите, что у вас в запасниках много новых песен, но никак их не обнародуете. Почему?
Ю. А.: - Думаете, это так просто?! Сегодня написал, а завтра вся страна поёт? Ничего подобного. Над песней надо много работать. Записываться в других студиях я не готов. А построенная мною недавно новая студия, в которой довольно сложное оборудование, ещё не функционирует в полной мере.
Ещё одна большая проблема - найти толкового звукорежиссёра, они просто не могут работать с такой сложной техникой. Большинство из них перешли на компьютеры, а это всё так далеко от меня, я любитель живого звука. К тому же меня сильно отвлекает концертная работа. Когда у тебя 5-6 выступлений в месяц (больше я физически не могу), то некогда заниматься новыми песнями. И об отдыхе не надо забывать. В прошлом году я отдыхал всего 10 дней.
«АиФ»: - Ваши песни, написанные в советские времена, и сегодня актуальны. Почему, как вы думаете?
Ю. А.: - Наверно, прежде всего потому, что в них присутствует мелодия. Их можно спеть хором в компании, в караоке. Я считаю, что песня хороша тогда, когда её поёт вся страна. Что касается сегодняшних песен, то беда в том, что запомнить их почти невозможно. Есть, конечно, отдельные песни, которые удались современным молодым композиторам, но их ничтожное количество.
Не хочу показаться брюзгой, но такое ощущение, что большинство современных песен не придуманы заново, а собраны из разных существующих уже мелодических кусочков с модной ритмической структурой. С другой стороны, наверно, неправильно навязывать молодым людям музыку старого поколения. Они сами выберут себе то, что хотят. Хотя у меня есть пример уважительного отношения к современной молодёжной музыке. Я имею в виду свою песню «Я вспоминаю», которая была переработана диджеем Грувом и стала очень популярной среди молодёжи.
«АиФ»: - Когда музыканту было легче творить и работать - сегодня или во времена СССР?
Ю. А.: - В советские времена особой конкуренции в музыке не было. И если песня становилась популярной, она завоёвывала огромное пространство Советского Союза. Сегодня ты пробиваешься за счёт таланта, спонсоров и их денег, а тогда помимо таланта нужно было иметь крепкий лоб, способность уговаривать, притворяться, проявлять свою лояльность власти. Я не знаю, что лучше. Но почему-то раньше получались песни, которые впоследствии пела вся страна.
Правда, сегодня для музыкантов рай. Есть любые инструменты, аппаратура, информация - учись, играй. Никто ничего не запрещает. Но, с другой стороны, приходится конкурировать с западной поп-музыкой, которая превалирует в радиоэфире. Я как вице-президент авторского совета РАО хорошо информирован об этом. Поэтому мне кажется, что неплохо было бы взять пример с Франции, где защищают свою культуру и вводят ограничения для иностранных песен. Я считаю, мы для этого уже созрели.
Плюс ко всему надо строить не только дворцы спорта, но и концертные залы по всей стране, и чем быстрее, тем лучше. Ведь там будет звучать не только эстрадная песня, но и симфоническая музыка. Песни на пустом месте не возникают. На Западе песенная школа создавалась десятилетиями. Там существует много разных песенных фестивалей: в Сан-Ремо, «Евровидение» и др., где исполнители имеют возможность доносить до публики свои новые песни и где отрабатываются технологии песенного жанра. В нашей огромной стране, к сожалению, нет ни одного настоящего конкурса песни. Мне кажется, что наша эстрадная песня заслужила более внимательного отношения к себе, ведь она доставляет удовольствие слушателям, хотя её часто критикуют, и, может быть, заслуженно.
«Моё мнение - песни»
«АиФ»: - Говорят, у вас дома живёт большое количество животных. Ваша любовь к ним на какой почве возникла?
Ю. А.: - Я не понимаю людей, которые не любят животных. Но это ещё полбеды. Существуют живодёры, которые убивают беззащитных животных из-за ненависти к ним. Иногда на глазах детей. Представляете, кого мы таким образом воспитываем?
А началось всё с того, что дикие, бездомные кошки сами стали приходить в мою старую студию на Маросейке, которая находилась в полуподвальном помещении. Я открывал окно, чтобы проветрить, а они прибегали, садились на форточку и внимательно наблюдали за тем, что происходит внутри. Сначала сидели на окне, потом освоились и расхаживали по студии как хозяева. Задолго до моего приезда собирались под окном и ждали, когда я приеду, открою форточку и дам им поесть.
«АиФ»: - Но всех бездомных приютить невозможно. Может быть, вам лучше поддержать инициативы любителей животных в законодательной сфере?
Ю. А.: - Законы принимаются, но не работают. Президент даёт распоряжения об улучшении жизни в стране, а из них выполняется в лучшем случае половина. О каких животных может идти речь?
«АиФ»: - Музыкант, по-вашему, должен играть музыку и ничем больше не интересоваться?
Ю. А.: - Никто никому ничего не должен. Моё мнение, связанное с музыкой, наверно, имеет значение. Но я вполне допускаю, что моё мнение о других сферах жизни может быть спорным. И навязывать его я не собираюсь. Мне кажется, что музыкант - это прежде всего синоним свободы творчества, он никому не должен подчиняться. И в первую очередь это относится к композиторам. Поэтому занятие политикой будет очень мешать творческому процессу. Может быть либо одно, либо другое.
«АиФ»: - И какой у вас сегодня самый главный интерес в жизни?
Ю. А.: - По-прежнему музыка, а также животные, общение с которыми доставляет огромную радость и помогает мне сблизиться с природой. Когда я возвращаюсь домой, первый мой вопрос к обслуживающему персоналу: «Никто случайно не заболел?»