Примерное время чтения: 6 минут
5145

Борис Эйфман: сегодня линия фронта проходит внутри нас

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Сколько ещё проплывёт санкционный «Титаник»? 03/12/2014
Художественный руководитель-директор Петербургского Академического театра балета Борис Эйфман
Художественный руководитель-директор Петербургского Академического театра балета Борис Эйфман РИА Новости

Не так давно известный россий­ский хореограф представил на Новой сцене Большого театра новый балет «Реквием», посвященный Ахматовой и поставленный на музыку Моцарта и Шостаковича. На первый взгляд он об ушедшей и трагической эпохе войны и репрессий. Но люди, везущие на саночках мёртвые тела, силуэты чекистов, которые появляются на сцене под бой кремлёвских курантов, - только намёки на то время. А вообще спектакль, по замыслу Эйфмана, - о дне нынешнем и вечной надежде человека избежать смерти... В январе в Санкт-Петербурге состоится премьера ещё одного его нового балета, «Up & Down» («Вверх и вниз»), по роману Фицджеральда «Ночь нежна». Эта постановка, как объясняет маэстро, тоже о вечном и понятном в любой стране мира: предательстве, потере самого себя, богатстве и бедности.

Психоз мира

Владимир Кожемякин, «АиФ»: Вы не раз говорили, Борис Яковлевич, что занимаетесь международной культурной дипломатией, а ваш балет, который так много гастролирует по миру, - это такой способ примирить народы. Но сегодня на Западе антипатии по отношению к России невероятно усилились. Может быть, даже балетам Эйфмана не под силу преодолеть эту несправедливость и искусство тут уже бессильно? 

Борис Эйфман: Высокое искусство неистребимо, и никакие санкции ему нестрашны. В искусстве танца нет языкового барьера, поэтому люди разных культур, религий и политических взглядов, соприкасающиеся с ним, обретают взаимопонимание. В советское время идеологи использовали проверенную технологию: как только ситуация на международной арене накалялась, за рубеж посылались ансамбль Моисеева, Большой театр, и они растапливали лёд холодной войны… Таким же эффектом обладает и наш балет. Недавно мы показывали спектакль «По ту сторону греха» в Варшаве. Две тысячи зрителей, заполнивших зал, под занавес поднялись со своих кресел и долго аплодировали русским артистам. То же самое было и в Лондоне, где мы выступали через месяц после присоединения Крыма к России.  Это то, что невозможно купить за деньги, сымитировать, - живая реакция людей. 

На них сейчас обрушивается сумасшедшая антироссийская пропаганда. Но если мы станем агитировать «за», а кто-то другой «против», то идеологическая дуэль будет бесконечной. Конечно, после нашего спектакля эти люди снова наслушаются про Россию всякого негатива. Но я уверен: их сердца уже будут отзываться иначе. Потому что разделённые с нами эмоции нель­зя стереть нажатием кнопки…

Солисты театра Бориса Эйфмана
Солисты театра Бориса Эйфмана. Фото: Пресс-служба театра Бориса Эйфмана

- Не так давно вы сказали, что в жизни человечества наступила чёрная полоса: люди озлобились, погрузились в безумие, сводки новостей всё больше напоминают сценарий фильма ужасов. Неужели мир так безнадёжен?

- Я глубоко убеждён, что всё это какая-то тотальная неврастения, я бы даже сказал, шизо­френия общества, расщепление массового сознания. То болезненное состояние, когда в тебе возникают двойники, ты называешь белое чёрным и совершаешь поступки, идущие вразрез со здравым смыслом. Это уже не ты сам, а твоё второе «я», тёмное начало, которое реагирует на окружающий мир неадекватно, делая тебя непредсказуемым. Такой внутренний раскол - самое страшное. Я наблюдаю подобные симптомы у политиков, у моих коллег, вообще у многих людей в мире. Коллективный психоз всё больше охватывает планету.  И есть опасность, что однажды чей-то неуправляемый агрессивный двойник может привести человечество к катастрофе.

Где найти такого психоаналитика, который бы вылечил мир? Одна надежда: когда человечество дойдёт до критической черты, оно само остановится, поймёт, что находится на краю. Мы заглянем внутрь себя и ужаснёмся. Однако в состоянии психического распада одна из твоих половинок начнёт кричать «SOS!», а вторая заткнёт тебе рот и столкнёт в бездну… В этом-то и вся беда. Поэтому, конечно, наступают сложные времена. Я не пророк, но всё-таки думаю, что в будущем в результате долгого и мучительного самоанализа или каких-то катастроф непременно должно наступить прозрение...  

Чем защититься?

- Комментируя свой «Реквием», вы сказали, что война всё ещё идёт, спустя 70 лет после Победы. Когда же она закончится?

- Думаю, что никогда. Эта война, к сожалению, вечна и не закончится, пока жив человек. Она продолжается в нас на метафизическом уровне: борьба духа и плоти, света и тьмы, Бога и дьявола. Каждый, по большому счёту, воюет не с внешним врагом, а с самим собой. Как писал Достоевский: «Поле битвы - серд­ца людей». Да, та блокада снята, прежний враг капитулировал. Но сегодня линия фронта проходит уже внутри нас. Увы, врага внутреннего уничтожить невозможно, как нельзя изменить человеческую природу.

Я думаю, что никакие силовые структуры не в состоянии дать человеку защиту на сто процентов. Если в тебя будет пущена стрела, она достигнет цели. Но знаю одно: отдавай любовь, и тебе воздастся. В мире существует обратная связь: добро возвращается, умноженное, словно эхо, и заполняет пространство вокруг тебя. Это и будет твоя охранная грамота.

Балет Реквием Бориса Эйфмана
Балет «Реквием» Бориса Эйфмана. Фото: АиФ-Петербург/ Евгений Матвеев

 

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах