Певица Анита Цой рассказала в интервью «АиФ», почему ее расстроило заявление Анны Нетребко, обсуждает ли с корейцами по всему миру события на Украине, зачем расширяет огород и морозит молодую крапиву.
Владимир Полупанов, «АиФ»: В сегодняшней непростой ситуации многие твои коллеги растерялись. Кто-то затаился, удалился из соцсетей, кто-то уехал за границу и пережидает это время там. Немногие, но такие есть, отменили свои выступления до лучших времен. Как ты считаешь, что в этой ситуации делать правильнее всего?
Анита Цой: Продолжать делать своё дело. Да, кто-то уехал из страны, кто-то затаился... Это их решение и выбор. Я же считаю, что это великолепное время, чтобы продолжать двигаться вперёд. Конкуренция в среде шоу-бизнеса очень большая, даже не смотря на то, что пространство по понятным причинам освобождается. Сложно попасть в информационную повестку, чтобы тебя, то, что ты делаешь, заметили. А без этого артисту невозможно развиваться дальше. Поэтому многие, и я в том числе,продолжают выступать, выпускать песни, устраивать презентации...
Мы 7 лет подряд проводим детские фестивали в разных городах России. На днях в Москве провели Международный фестиваль-конкурс, суперфинал «Grand Prix Maestro», куда приехали дети из разных уголков страны. Из-за отмены рейсов из Сочи ребята добирались в Москву 18 часов на автобусе. Сейчас такие мероприятия как никогда актуальны. В нынешней ситуации творческая молодёжь не должна страдать.
Я сама участвую в целом ряде благотворительных концертов, ищу людей, которые готовы помогать и делать добрые дела — чтобы привезти коллектив, поставить в зале элементарные свет и звук — нужны средства. Мы даём благотворительные концерты, популяризируем наши песни для простых людей самых обычных профессий — медиков, учителей, военных, аграриев и т.д. Считаю, что для артистов сейчас не время уходить в тень. Важно, быть нужным и хорошо делать свою работу.
— К тем, кто уехал, как относишься?
— Я прикинула, не так много народу уехало..., они просто попали под особо пристальное внимание СМИ. Но искренне расстроилась, узнав, что Анна Нетребко, которую так уважаю, по сути, отреклась от Родины. Она заявила, что «Президента Путина видела всего несколько раз за всю свою жизнь. И никогда не получала никакой финансовой поддержки от российского правительства, живёт и является налоговым резидентом Австрии.
Понимаю, что она зарабатывает в Европе. Ей, возможно, российские театры и театры дружественных стран столько не заплатят.
— Кстати, СМИ выяснили, что у Нетребко было несколько контрактов с Мариинским театром на общую сумму 60 млн рублей... А в «Метрополитен-опера» заявили, что театр не готов возобновлять сотрудничество с ней даже после того, как она публично высказала свою позицию в отношении Украины.
— Поэтому меня очень расстроило её заявление. На Западе запрещают наших великих классиков — Достоевского, Чайковского... Если произведения таких мастеров мирового уровня вычеркнули, отказались от шедевров российской культуры, то, думаю, с Нетребко вообще не будут церемониться. Любому мало-мальски образованному человеку ясно, культуру России пытаются стереть с лица Земли.
Неужели она не понимает, что ее, возможно, хотели проводить на пенсию. И сейчас нашелся повод, и ее из этих театров попросили, чтобы дать дорогу другим. Так это или нет, мы точно не знаем, но вполне может быть. В любом случае, когда политика вмешивается в искусство — в этом нет ничего хорошего.
— Ты ее осуждаешь?
— Нет, ради Бога, нужны ей гастроли по Европе, пусть ездит и живёт там. Повторю, это личный выбор каждого человека и артиста. Но просто грустно такое наблюдать. Так хочется думать, что это — фэйк. Жалко разочаровываться в талантливых людях.
— Ты очень активна в соцсетях. После того, как Роскомнадзорограничил доступ к некоторым из них на территории России, по-прежнему пользуешься ими?
— Я разумный и законопослушный человек, понимаю и принимаю меры, которые приняты в отношении сетей Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в России — Ред.). Осознаю, какой вред они могут наносить в нынешних обстоятельствах. Хотя жалко, конечно, трудавложенного в развитие ограниченных сейчас ресурсов. Ведь для меня соцсети не просто свободное времяпрепровождение, хобби. Я их использую для работы. Для меня — это, прежде всего, возможность продвигать свой музыкальный материал, и конечно общение с поклонниками.
Я начала заниматься соцсетями в 2010-м году. Каких трудов стоило собрать миллионы подписчиков, завлечь их, развлекать. Я ведь сама веду свои странички, не пользуюсь услугами SMM-специалистов. У меня реальное живое общение. Поэтому не стала закрывать аккаунты в соцсетях, доступ к которым у нас ограничен. Часть моих поклонников из других стран по-прежнему пользуются ими. Вот чтобы держать с ними связь, не ухожу оттуда. Например, корейцы со всего мира со мной через них продолжают общение. Да, нас лишили возможности там зарабатывать. Но за пользование ими Роспотребнадзор не наказывает. Я перевожу и приучаю свою аудиторию, например, к общению в Telegram-канале, который я недавно открыла. И он пользуется популярностью. На другие российские соцсети тоже сделан большой акцент. Всё это для того, чтобы оповещать, что у меня в жизни происходит. Сегодня поклонники разделились — часть переместилась в «Одноклассники», часть в «ВКонтакте», часть в Telegram.
— Как корейцы, живущие за пределами России, воспринимают происходящее между Россией и Украиной?
— Есть разные позиции и отношение ко всему происходящему. Мы находим общий язык с моими корейскими родственниками. Бывает, что люди придерживаются иной точки зрения, чем моя, но когда мы общаемся, стараемся взрывоопасные темы не поднимать — обсуждаем исключительно личные и семейные события. Самое ценное, что есть сейчас — вот такая толерантность. А дальше история нас рассудит.
— Как обстоят дела с выступлениями? Артисты за два пандемийных года задолжали массу концертов зрителям. Сейчас сняты все ограничения. Но людям, наверно, не до песен?
— Я за то, чтобы артисты выступали. Но мы же видим, что происходит. Люди тратят деньги на продукты, товары длительного пользования. Они размышляют так: либо я куплю сахар и соль и сделаю заготовки на зиму, либо билет на концерт любимого артиста. Люди стараются приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Их волнуют вопросы: Как прожить? Что будет дальше? Люди хотят «зрелищ» в любые времена, но сейчас о концертах думают в последнюю очередь. Им бывают просто не по карману билеты. Поэтому залы неполные. Но концерты есть, артисты ездят на гастроли — надо кормить семьи, коллективы.
— Ты время от времени делишься с поклонниками фото своего огорода, банок с заготовками. Давно заядлым дачником стала?
— Где-то после 25 лет (сейчас певице 51 год, — Ред.). До этого вообще не понимала, как можно жить «на земле». Считала, что муж не в себе, когда он купил дом с участком. «Куда ты меня тащишь? — думала я. — Не буду я копаться в огороде, я современный человек». А в итоге, у меня так хорошо стало получаться, что друзья даже предложили заняться сельским хозяйством. Ну, уж нет (смеётся). Это совсем другие масштабы, совсем другое нужно для этого образование.
— С какой целью ты этим занимаешься, ведь у тебя есть возможность всё купить?
— Во-первых, это большая экономия, особенно сейчас, когда продукты дорожают. Во-вторых, в овощах и фруктах, которые производятся в промышленных масштабах, масса вредных веществ. Потому что это бизнес. Ну и, в-третьих, мне просто нравится всё это — когда копошишься в земле,можно от всего отрешиться. Пойти с тяпочкой в огород — это такая терапия. Лучшего отдыха я и придумать сейчас не могу. По морям уже наездилась, мир посмотрела.
— Хозяйство большое? Где оно, кстати, находится?
— В Подмосковье. Уточнять не буду, а то все приедут (смеётся). Есть сад приличного размера, теплицы (раньше было три, докупаю еще три) и огород под открытым небом, площадь которого я тоже увеличила. Во-первых, освоила «технологии», какие-то вещи довела до автоматизма. Понимаю, что у меня хорошо растёт на участке, что не очень. Теперь отдаю под тыквенные, огурцы, помидоры и картошку больше земли, чем было. Увеличиваю ассортимент.
— Как ты мужа уговорила на то, что твой «агрокомплекс» будет разрастаться?
— Он тоже умеет считать. Видит, результаты. У меня это генетически, видимо. Корейцы всю жизнь в полях (улыбается).
— Ирина Салтыкова курятник себе построила на Рублевке. Ты не хочешь?
— Меня поклонники замучили: «Анита, вам нужен курятник». Но я, если погружаюсь в какую-то тему, то глубоко. Стала читать про птицеводство и выяснила. Оказывается, не все куры...
— Одинаково полезны?
— Да. И их яйца тоже. У моей соседки курица несёт по 4-5 яиц в день. Это разве нормально?! Да ещё и без петуха! (смеется). Норма — дай бог, одно яйцо в день. А с овощами я уже разобралась. Точно знаю, какой надо брать навоз, какие удобрения, какая земля. Да, мои овощи немного неказистые. Зато вкусные и полезные.
— И что у тебя растёт лучше всего?
— Огурцы. Куда ни воткнёшь — прут как сорняки (смеётся). Картошка отличная. А самые вредные на моём участке — это кабачки и баклажаны. Раз через раз. И вишня подводит.
— Заготовки — ещё одна страсть?
— Да, консервация, соления, заморозка — очень рада, что не забросила это. Весной собираю молодую крапиву, подорожник, разную траву. Я даже зелень от редиски никогда не выбрасываю — её можно в салаты добавлять, варить супы.
— А с крапивой что делаешь?
— Крапива весной появляется одной из первых. В ней масса ценных витаминов. Молодые побеги я обдаю кипятком, выжимаю, сворачиваю в комочки и кладу в морозильник. С ней можно жарить мясо, суп готовить. А какой вкусный салат получается!
— Борщевик никак не используешь?
— Кстати, думала на эту тему, его так много, и он, если честно, так достал. Недавно где-то прочитала, что придумали, как бумагу из борщевика сделать.
— Я даже знаю, где ты это прочитала — в «АиФ».
— Точно! Я так порадовалась! Значит, можно его как-то использовать.Правда, в пищу пока не решаюсь (смеётся).