Пересняли заново
Сергей Грачёв, «АиФ»: Алексей, как получилось, что работа над фильмом началась 8 с лишним лет назад, а закончена была совсем недавно? Обычно картину стараются как можно скорее снять, выпустить на экран и отбить деньги.
Алексей Чадов: Это очень одиозный проект, с серьёзными амбициями. Да, фильм можно было выпустить намного раньше, с меньшими затратами, но это не была бы картина международного уровня, какой она задумывалась. Тут надо отдать должное нашему продюсеру Алексею Петрухину: я очень уважаю его и как профессионала, поскольку он довёл дело до конца. Предпосылок понизить планку за эти годы было предостаточно, хотя бы по причине экономического кризиса. Когда картина была практически готова, стало понятно, что кинотехнологии, включая съёмки в формате 3D, шагнули далеко вперёд. В итоге 3 года назад фильм был переснят практически целиком. Жизнь не стоит на месте - всё меняется. Я очень доволен тем, как развивается наш кинематограф. Понятно, что многие хотят от него большего, равно как и от экономики страны. Но не может какая-то одна индустрия, одна сфера нашей жизни развиваться быстрее, чем все остальные. Нам в какой-то степени мешает ещё и то, что мы всё время оглядываемся назад. Говоря киноязыком, СССР был грандиозным блокбастером, а современная Россия на этот жанр пока не тянет. Надо довольствоваться тем, что есть, и стараться свою работу делать хорошо.
- В основе фильма повесть Гоголя. Как правило, классическую литературу в наших школах преподают так, что отбивают у детей всякое желание её читать, не говоря уже о том, чтобы, став взрослым, вернуться к прочитанному.
- Это уж точно! Реально и с удовольствием начинают читать обычно в институте. Школа любви к литературе не прививает. Нужно, чтобы родители заинтересовывали ребёнка книгами, и совсем необязательно, чтобы они были из школьной программы. Мне в каком-то смысле повезло. Я с 10 лет занимался в театральном классе, и у меня были педагоги, которые заставляли нас читать, но совсем не в школьном формате. Нам не ставили за это оценок, не ругали, то есть у нас не было чувства страха перед литературой. Я помню, как в 14 лет мой учитель по музыке дал мне почитать книгу Германа Гессе «Степной волк». Если бы это сделал учитель по литературе, вряд ли я стал бы читать её. А тогда прочитал с интересом, и в итоге за свои 32 года возвращался к этой книге три раза.
Хватит экспериментов!
- А как складывались ваши «взаимоотношения» с Гоголем? Вы открыли для себя его на съёмках картины или раньше?
- Гоголя я открыл для себя в институте. У меня вообще серьёзный интерес к литературе проявился в студенчестве. Нам много задавали. Но я параллельно с учёбой работал, и у меня не было возможности читать постепенно в течение семестра. В итоге перед сессией по несколько дней не выходил из библиотеки - читал запоем. Я тогда себе и зрение посадил. А что касается «отношений» с Николаем Васильевичем, то для меня он не просто яркий писатель, я называю его креативным чудаком. Он создал настолько ярко выраженные образы, что их невозможно не увидеть: у них свои запахи, какая-то своя аура, порой мистическая.
- А вы в мистику верите?
- (Задумывается.) Мне часто задают этот вопрос, но я не совсем понимаю, что такое мистика в жизни. Верю в закон сохранения энергии. Вот если сейчас вы на меня накричите, я уйду в плохом настроении. Вы таким образом передадите мне определённую энергию, информацию, и мне нужно будет время, чтобы от этого избавиться. Нет, в мистику не верю! Я верю в случай, в чудо, в божественную силу добра.
- Возвращаясь к разговору о кино: этот год начался для вас с нескольких премьер. В начале января в прокат вышла комедия «Любовь в большом городе-3»…
- И этим фильмом заканчиваю своё участие в прекрасном жанре «романтическая комедия».
- Совсем?
- Совсем! Я закрываю для себя этот жанр. Попробовал, получил удовольствие, но как-то вся эта история с романтическими комедиями у меня затянулась. Хватит уже. Нельзя застаиваться, можно увязнуть. Или заслужить репутацию артиста исключительно лёгкого жанра, каковым я на самом деле не являюсь. Я драматический актёр, участие в этом жанре было для меня скорее экспериментом. Не жалею, что снимался в романтических комедиях, но пора дать дорогу молодым. (Смеётся.)
- Сегодня телесериалы зачастую качественнее полнометражных фильмов. Однако в вашей фильмографии нет ни одного сериала. Для вас это тоже закрытая история?
- Нет-нет! Как раз в феврале на телеэкраны выйдет 16-серийная криминальная драма «Дело чести». Я год работал над одним образом, был предан ему и впервые в жизни осознал, что такое по-настоящему вжиться в роль. Через какое-то время после начала съёмок ты начинаешь жить жизнью своего персонажа. Круглосуточно, день за днём, месяц за месяцем ты работаешь и не замечаешь, что исчезаешь как гражданин, как личность. Герой вытесняет твоё «я». Кому-то это может показаться какой-то шизофренией, но на самом деле это крутейшее состояние, и я от души всем желаю его прочувствовать.