В СССР снималось огромное количество детского кино. Не все из тех фильмов сохранили актуальность и поныне — изменилось примерно все, и в некоторых случаях нужно очень внятно объяснять подрастающему поколению, кто такие, например, пионеры, и почему они были всем ребятам примером. Но большинство советских детских картин и сейчас смотрятся очень хорошо — может, там нет современного CGI, но всего остального — в избытке, в том числе — и работы юных артистов, которые чаще всего были на очень высоком уровне. Их выбор превращался в головную боль для режиссеров и их ассистентов, подходящие типажи и таланты искали буквально везде — в школах, в различных кружках, устраивая просмотры по всей стране. Из них не делали звезд в обязательном порядке, хотя часть потом продолжила творческую карьеру. Но у большинства фильмографии оказывались очень куцыми, они появлялись в еще одном-двух проектах — и все. Причины были самыми разными, ведь съемки в кино — это не только очень увлекательное для детей приключение, но и очень тяжелый труд, который не каждому по плечу.
Вероника Лебедева — «Подкидыш», 1940
В 1930-е годы советское кино было почти что в самом начале своего славного пути, хотя уже рождало шедевры, признанные в том числе и голливудскими кинематографистами. Но «Цирк», «Веселые ребята» или тот же «Чапаев» были предназначены в первую очередь для взрослой аудитории; дети их тоже, конечно, смотрели. Но специально для них делали отдельное кино — «Новый Гуливер», экранизации Жюля Верна, сказки. И — «Подкидыша». У режиссера Татьяны Лукашевич опыт работы с детьми был — в 1937-м она сняла «Гавроша», но «Подкидыш» был о современности. В этом фильме хорошо показана тогдашняя Москва, есть великолепные работы Фаины Раневской и Ростислава Плятта. И совершенно чудесная девочка, сыгравшая главную героиню — дошкольницу Наташу, которая ушла из дома и потерялась. Вероника Лебедева тоже была не чужда кино — впервые она снялась в небольшой роли в короткометражке в три года. Во время съемок «Подкидыша» ей было пять лет, и она поразила Лукашевич своей непосредственностью и послушностью. Эта непосредственность помогла ей справиться со свалившейся на голову славой — после выхода картины юную артистку узнавали на улице и обязательно подходили поздороваться. Она могла бы сниматься и дальше — хотя ее отец возражал против работы в кино, — в 1941-м началась война.
Семья Вероники уезжала в эвакуацию в Башкирию, потом вернулась в Москву — ну а после Победы против кино выступила и мать девочки. Та выучилась на учителя английского языка, потом работала редактором в различных издательствах; помогала мужу, писателю Игорю Синицыну, в творчестве, была его соавтором; у них родилась дочь. После смерти супруга в 2008-м Вероника Синицына перенесла инсульт, за ней ухаживает дочь.
Сестры Юкины — «Королевство кривых зеркал», 1963
Две сестры-близняшки Ольга и Татьяна попали в эту сказку Александра Роу после серьезного отбора — подходящих юных актрис искали по всей стране. Со своими ролями они справились — к тому же съемки проходили летом в Крыму, что воспринималось 9-летними девочками как очень веселые каникулы. Они, конечно, прославились после выхода картины, к тому же им понравилось работать в кино — они даже писали Роу, что готовы снова с ним работать. Но у знаменитого советского киносказочника попросту не оказалось для Юкиных подходящих ролей, хотя они появились у него в «Морозко», но в очень небольшом (и, пожалуй, не самом обязательном) эпизоде.
После школы сестры думали об актерской карьере, но в театральный вуз поступала только Ольга — правда, неудачно. В дальнейшем они работали в «Интуристе», в 1990-е перешли в военкомат... скончались они друг за другом — Ольга умерла в возрасте 52 лет, а Татьяна — на 58-м году жизни.
Ирина Волкова — «Ох уж эта Настя!», 1971
Всего на роль Насти пробовались 250 девочек, до финальных проб добралось пятеро — среди них была и ученица 4 класса Ира Волкова, которую ассистенты режиссера Юрия Победоносцева нашли в секции спортивной гимнастики, где она тогда занималась. Утвердили именно ее — с кино совершенно никак не связанную. И она сразу попала в очень сложную ситуацию — съемки продолжались полгода, надо было как-то совмещать их с учебой, но девочка справилась. А после выхода картины стала настоящей звездой — она вспоминала, что мальчишки стали заигрывать, а девочки — завидовать. Были и переписки со сверстниками со всего Союза, и неплохой гонорар — Волкова получала 100 рублей в месяц. Но сам процесс рождения кино ее тогда не впечатлил. Она снялась еще в одной картине — «Ни слова о футболе», в которую она попала, заменив другую актрису, которая отказалась от роли в последний момент. И все — больше ролей у Волковой не было.
После школы она окончила Московский институт стали и сплавов, вышла замуж за юношу, которого знала с детства, — тот уже окончил военное училище, так что молодожены уехали в Германию, куда назначили свежевыпущенного офицера. После возвращения в Москву она пошла работать в отдел районного архитектора — по полученной когда-то специальности.
Роза Агишева — «Чудак из 5 „Б“», 1972
Большой детский хор в советское время был одним из социальных лифтов. В него принимали талантливых детей со всей страны, и они получали возможность прославиться — как, например, Сергей Парамонов, которого называли «советским Робертино Лоретти». Роза Агишева пела в этом хоре примерно в те же годы, что и Парамонов, но прославилась в другой области культуры — в кино. Ей было 9 лет, когда девочку пригласили на пробы в фильм Ильи Фрэза про непоседу-пятиклассника, который неожиданно для себя стал вожатым первоклашек. Роза играла в этой картине одну из главных ролей — первоклассницу Нину. Ее партнерами по съемочной площадке были Татьяна Пельтцер (она играла бабушку Нины) и Евгений Весник. Сам процесс съемок Роза вспоминала с удовольствием, но вот в актрисы так и не пошла— в отличие от исполнителя роли вожатого Бори Андрея Войновского. Девочка появилась еще в одной картине — «Меняю собаку на паровоз» 1975 года.
В одном из интервью она признавалась, что ей просто не повезло — она пробовалась в несколько картин, но не прошла отбор; Фрэз приглашал Агишеву и в свой хит «Вам и не снилось...», но в итоге взял на главную роль Татьяну Аксюту. А Роза Агишева получила педагогическое образование, работала учителем, была вожатой в школе, затем перешла в детский центр, в котором и проработала до пенсии.
Елена Костерева — «Мачеха», 1973
Семейная драма Олега Бондарёва стала феноменом своего времени. Она совсем немного уступила комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» в зрительском рейтинге — 59,4 млн против 60,7 млн, а третье место заняла с большим запасом. К тому же читатели журнала «Советский экран» назвали именно «Мачеху» лучшим фильмом года — тут сдались еще и «А зори здесь тихие...» Станислава Ростоцкого, и «Всадник без головы» с Олегом Видовым. Ну а Татьяна Доронина в том же «Советском экране» была выбрана лучшей актрисой года и получила спецприз на кинофестивале в Торонто. И очень большой вклад в успех картины был у юной актрисы, которая сыграла серьезную падчерицу главной героини Свету. Для Лены Костеревой это была первая роль в кино, но ее заметили, начали приглашать снова и снова. Она появилась еще в нескольких лентах — «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», «Эта тревожная зима», «Мальчик со шпагой», советско-польский «Помни имя свое»... И все — после 1975 года Костерева больше не снималась; более того — публично про причины ухода из кино не говорила.