Примерное время чтения: 9 минут
3727

Актрисами так и не стали. Судьбы юных звезд советского кино

Сюжет Наше старое кино
Вероника Лебедева, сестры Юкины, Елена Костерева, Ирина Волкова, Роза Агишева.
Вероника Лебедева, сестры Юкины, Елена Костерева, Ирина Волкова, Роза Агишева. Коллаж АиФ

В СССР снималось огромное количество детского кино. Не все из тех фильмов сохранили актуальность и поныне — изменилось примерно все, и в некоторых случаях нужно очень внятно объяснять подрастающему поколению, кто такие, например, пионеры, и почему они были всем ребятам примером. Но большинство советских детских картин и сейчас смотрятся очень хорошо — может, там нет современного CGI, но всего остального — в избытке, в том числе — и работы юных артистов, которые чаще всего были на очень высоком уровне. Их выбор превращался в головную боль для режиссеров и их ассистентов, подходящие типажи и таланты искали буквально везде — в школах, в различных кружках, устраивая просмотры по всей стране. Из них не делали звезд в обязательном порядке, хотя часть потом продолжила творческую карьеру. Но у большинства фильмографии оказывались очень куцыми, они появлялись в еще одном-двух проектах — и все. Причины были самыми разными, ведь съемки в кино — это не только очень увлекательное для детей приключение, но и очень тяжелый труд, который не каждому по плечу. 

Вероника Лебедева — «Подкидыш», 1940 

В 1930-е годы советское кино было почти что в самом начале своего славного пути, хотя уже рождало шедевры, признанные в том числе и голливудскими кинематографистами. Но «Цирк», «Веселые ребята» или тот же «Чапаев» были предназначены в первую очередь для взрослой аудитории; дети их тоже, конечно, смотрели. Но специально для них делали отдельное кино — «Новый Гуливер», экранизации Жюля Верна, сказки. И — «Подкидыша». У режиссера Татьяны Лукашевич опыт работы с детьми был — в 1937-м она сняла «Гавроша», но «Подкидыш» был о современности. В этом фильме хорошо показана тогдашняя Москва, есть великолепные работы Фаины Раневской и Ростислава Плятта. И совершенно чудесная девочка, сыгравшая главную героиню — дошкольницу Наташу, которая ушла из дома и потерялась. Вероника Лебедева тоже была не чужда кино — впервые она снялась в небольшой роли в короткометражке в три года. Во время съемок «Подкидыша» ей было пять лет, и она поразила Лукашевич своей непосредственностью и послушностью. Эта непосредственность помогла ей справиться со свалившейся на голову славой — после выхода картины юную артистку узнавали на улице и обязательно подходили поздороваться. Она могла бы сниматься и дальше — хотя ее отец возражал против работы в кино, — в 1941-м началась война.

Вероника Лебедева.
Вероника Лебедева. Фото: соцсети

Семья Вероники уезжала в эвакуацию в Башкирию, потом вернулась в Москву — ну а после Победы против кино выступила и мать девочки. Та выучилась на учителя английского языка, потом работала редактором в различных издательствах; помогала мужу, писателю Игорю Синицыну, в творчестве, была его соавтором; у них родилась дочь. После смерти супруга в 2008-м Вероника Синицына перенесла инсульт, за ней ухаживает дочь.

 Сестры Юкины — «Королевство кривых зеркал», 1963 

Две сестры-близняшки Ольга и Татьяна попали в эту сказку Александра Роу после серьезного отбора — подходящих юных актрис искали по всей стране. Со своими ролями они справились — к тому же съемки проходили летом в Крыму, что воспринималось 9-летними девочками как очень веселые каникулы. Они, конечно, прославились после выхода картины, к тому же им понравилось работать в кино — они даже писали Роу, что готовы снова с ним работать. Но у знаменитого советского киносказочника попросту не оказалось для Юкиных подходящих ролей, хотя они появились у него в «Морозко», но в очень небольшом (и, пожалуй, не самом обязательном) эпизоде.

 

После школы сестры думали об актерской карьере, но в театральный вуз поступала только Ольга — правда, неудачно. В дальнейшем они работали в «Интуристе», в 1990-е перешли в военкомат... скончались они друг за другом — Ольга умерла в возрасте 52 лет, а Татьяна — на 58-м году жизни.

Ирина Волкова — «Ох уж эта Настя!», 1971

Всего на роль Насти пробовались 250 девочек, до финальных проб добралось пятеро — среди них была и ученица 4 класса Ира Волкова, которую ассистенты режиссера Юрия Победоносцева нашли в секции спортивной гимнастики, где она тогда занималась. Утвердили именно ее — с кино совершенно никак не связанную. И она сразу попала в очень сложную ситуацию — съемки продолжались полгода, надо было как-то совмещать их с учебой, но девочка справилась. А после выхода картины стала настоящей звездой — она вспоминала, что мальчишки стали заигрывать, а девочки — завидовать. Были и переписки со сверстниками со всего Союза, и неплохой гонорар — Волкова получала 100 рублей в месяц. Но сам процесс рождения кино ее тогда не впечатлил. Она снялась еще в одной картине — «Ни слова о футболе», в которую она попала, заменив другую актрису, которая отказалась от роли в последний момент. И все — больше ролей у Волковой не было.

 

После школы она окончила Московский институт стали и сплавов, вышла замуж за юношу, которого знала с детства, — тот уже окончил военное училище, так что молодожены уехали в Германию, куда назначили свежевыпущенного офицера. После возвращения в Москву она пошла работать в отдел районного архитектора — по полученной когда-то специальности.

Роза Агишева — «Чудак из 5 „Б“», 1972

Большой детский хор в советское время был одним из социальных лифтов. В него принимали талантливых детей со всей страны, и они получали возможность прославиться — как, например, Сергей Парамонов, которого называли «советским Робертино Лоретти». Роза Агишева пела в этом хоре примерно в те же годы, что и Парамонов, но прославилась в другой области культуры — в кино. Ей было 9 лет, когда девочку пригласили на пробы в фильм Ильи Фрэза про непоседу-пятиклассника, который неожиданно для себя стал вожатым первоклашек. Роза играла в этой картине одну из главных ролей — первоклассницу Нину. Ее партнерами по съемочной площадке были Татьяна Пельтцер (она играла бабушку Нины) и Евгений Весник. Сам процесс съемок Роза вспоминала с удовольствием, но вот в актрисы так и не пошла— в отличие от исполнителя роли вожатого Бори Андрея Войновского. Девочка появилась еще в одной картине — «Меняю собаку на паровоз» 1975 года.

 

В одном из интервью она признавалась, что ей просто не повезло — она пробовалась в несколько картин, но не прошла отбор; Фрэз приглашал Агишеву и в свой хит «Вам и не снилось...», но в итоге взял на главную роль Татьяну Аксюту. А Роза Агишева получила педагогическое образование, работала учителем, была вожатой в школе, затем перешла в детский центр, в котором и проработала до пенсии.

Елена Костерева — «Мачеха», 1973

Семейная драма Олега Бондарёва стала феноменом своего времени. Она совсем немного уступила комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» в зрительском рейтинге — 59,4 млн против 60,7 млн, а третье место заняла с большим запасом. К тому же читатели журнала «Советский экран» назвали именно «Мачеху» лучшим фильмом года — тут сдались еще и «А зори здесь тихие...» Станислава Ростоцкого, и «Всадник без головы» с Олегом Видовым. Ну а Татьяна Доронина в том же «Советском экране» была выбрана лучшей актрисой года и получила спецприз на кинофестивале в Торонто. И очень большой вклад в успех картины был у юной актрисы, которая сыграла серьезную падчерицу главной героини Свету. Для Лены Костеревой это была первая роль в кино, но ее заметили, начали приглашать снова и снова. Она появилась еще в нескольких лентах — «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», «Эта тревожная зима», «Мальчик со шпагой», советско-польский «Помни имя свое»... И все — после 1975 года Костерева больше не снималась; более того — публично про причины ухода из кино не говорила.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах