Сперва критики всего мира дружно восхищались этим чудо-ребёнком, но после так же дружно начали ругать, когда Ванесса заменила традиционную скрипку на электроинструмент и превратила свои концерты в яркие шоу. «Это не Моцарт!» - кричат критики. «Я не изменила ни одной ноты, - возражает Ванесса. - Я просто исполняю Моцарта так, как он должен звучать в ХХI веке».
- Госпожа Мэй, вас действительно не задевают те разносы, которые устраивает критика, или вы просто прячете эмоции?
- Если критика очень жестока, конечно, расстраиваюсь, но обычно ненадолго. Кто бы что ни говорил, а я - счастливый человек, поскольку занимаюсь любимым делом. А вообще я привыкла к критике в свой адрес - ведь она зазвучала, ещё когда я была ребёнком.
Музыка не врёт
- 18 марта вы выйдете на сцену Кремлёвского дворца. Какую программу приготовили для российской публики?
- Я собираюсь исполнять музыку из разных альбомов: от самого известного - «Шторм» - до классических - «Скрипач» и «Хореография». Кстати, «Хореографию» я уже играла на кремлёвской сцене несколько лет назад. Тогда в зале было очень много людей из российского правительства. Мне кажется, даже Путин был!
- Российский скрипач Максим Венгеров говорит, что для него звуки скрипки - это словно голос матери. А для вас что означает звучание ваших инструментов?
- О! Я прекрасно знаю Макса и очень люблю его! Что касается звуков скрипки, пожалуй, я согласна с ним. Музыка - это мой язык. Я не полиглот и могу говорить лишь на английском, немного - на китайском, немного - на французском. По-русски знаю несколько слов, но все они, как мне объяснили, неприличные (смеётся). Поэтому скрипка для меня - возможность сказать людям любой национальности то, что я не могла бы выразить при помощи слов на их родном языке. Слова порой таят двойной смысл, а музыка врать не умеет!
- Правда ли, что однажды вы упали со сцены, сломав при этом скрипку?
- Истинная правда! Моей несчастной скрипке вообще пришлось пережить множество неприятных моментов. У неё ведь весьма почтенный возраст: её изготовил в 1761 году мастер Гваданьини. Сперва на ней играл сам Паганини! А мне её купили родители, отдав сумасшедшие деньги - 150 тыс. фунтов (сегодня этот инструмент оценивается в 0,5 млн. долл. - Прим. ред.)! Тогда мне было всего 11 лет. Но, взяв в руки этот инструмент, я поняла: детство закончилось! Играла на ней много лет, пока в один прекрасный, вернее, ужасный день её не украли. Произошло это в Лондоне, прямо накануне концерта. К счастью, через три месяца полиция разыскала и вернула её мне. А ещё месяцев через шесть, спускаясь после репетиции со сцены, я умудрилась упасть. И прямо на скрипку! Она разлетелась на несколько кусков, но мастера всё же смогли отреставрировать её так, что это не отразилось на звучании.
Но на этом приключения скрипки не закончились! На таможне в Санкт-Петербурге во время очередных моих гастролей таможенник попросил меня предъявить инструмент и, скажем так, очень неделикатно с ним обошёлся. Пришлось вновь обращаться к специалистам.
«Маму я уволила!»
- Если сегодня посмотреть на тот путь, который вы прошли за 30 лет, и взвесить, какую цену заплатили за это, цена будет адекватной достигнутому?
- Конечно! Ведь, если разобраться, так ли уж много я потеряла? Да, у меня не было подружек. Я не сбегала с уроков, чтобы сходить в кино с приятелем. Я вообще никуда не могла пойти сама без сопровождения охранников. Но уже в 12 лет, давая сольные концерты перед тысячами зрителей, чувствовала себя достаточной взрослой. И - что немаловажно - ещё и зарабатывала деньги. Разве это плохо? К тому же я знаю много людей, которые работают гораздо больше и тяжелее, чем я. И при этом даже без призрачной надежды на успех.
Я не говорю, что это были очень уж лёгкие времена. Про прогулки на велосипеде, к примеру, и речи не шло. Я даже хлеб резать не могла сама - не дай бог, пораню руки! Взрослые так хотят, чтобы их дети стали успешными, что порой не понимают: ребёнок НУЖДАЕТСЯ в отдыхе и в обычных человеческих отношениях. Чтобы их мама и папа были именно мамой и папой. А не как в моём случае, когда мама была моим менеджером и даже мою к ней любовь пыталась мерить тем временем, которое я готова потратить на репетиции. Будучи моим директором, мама пыталась контролировать каждый шаг моей жизни. И в один прекрасный день я сказала ей: «Хватит! До свидания!» И уволила её. Зато теперь, пройдя через этот горький опыт, надеюсь, что не повторю её ошибок.
- Понятно: с родителями у вас непростые отношения. А кто ваш лучший друг - всё та же скрипка? Или любимый мужчина?
- О! Их много! Прежде всего мой любимый. А ещё - моя бабушка, которая всегда была мне гораздо ближе, чем мама. И, конечно же, зверьё! У меня теперь новый любимчик - чихуахуа Максимус. Он очень забавный! Я завела его после того, как погиб мой прежний пёс - шарпей. А скрипки - да, обязательно! Ведь в их обществе провожу гораздо больше времени, чем с бойфрендом. И вообще с инструментами за эти 30 лет я общалась больше, чем с кем бы то ни было. Ведь впервые я взяла в руки скрипку в 4 года!
Досье
Ванесса Мэй родилась в 1978 г. в Сингапуре в семье китаянки и тайца. Мать, вторично выйдя замуж, увезла дочь в Англию. С 3 лет занимается музыкой (начинала с фортепьяно), в 9 лет дала первый концерт, в 10 выступает с симфоническим оркестром. В 13 лет записала первый диск, разошедшийся гигантским тиражом. В 2006 г. Мэй заняла первую строчку в рейтинге самых богатых британских музыкантов моложе 30 лет. Её состояние оценивается приблизительно в 70 млн. долл.