Символ Франции
Как ни странно, Одри не грезила кинематографом. Гораздо больше дочку провинциального дантиста и учительницы, выросшую в глубинке Франции, интересовала зоология. А её любимой кинолентой была «Горилла в тумане», где Сигурни Уивер играла специалистку по приматам.
Зато она с детства любила сцену и всё, что с ней связано. В качестве хобби играла на гобое и выступала в школьном театре. Когда Одри успешно закончила школу, родители сделали ей подарок: записали на летнюю двухнедельную театральную практику.
- Это мне так понравилось, что в новом году, учась на филологии и изучая, в частности, русский язык, я продолжала посещать театральные курсы, - вспоминает Одри. - Не смела сказать себе, что это и будет моей профессией, но втайне мечтала об этом. А вскоре уже начала участвовать в кастингах.
Первый опыт чуть не кончился срывом. Я заблудилась и опоздала на пробы. Париж - очень большой город, а я была маленьким человечком. Бродила, пытаясь сориентироваться по карте. В конце концов окончательно потеряла дорогу и расплакалась. Но со второго раза всё-таки получила роль!
Она была не большая и не главная, но оказалась для Одри очень важной. Фильм назывался «Салон красоты «Венера», и Французская киноакадемия присудила молодой исполнительнице высший национальный приз «Сезар» в номинации «Надежда». Когда ей сообщили об этом по телефону, она не поверила, решив, что организаторы ошиблись номером.
Это был отличный старт. Но, только снявшись в пяти картинах, она оказалась утверждена на судьбоносную для неё роль «ангела с Монмартра» в фильме Жан-Пьера Жене «Амели». Сначала играть там должна была Эмили Уотсон, блеснувшая незадолго до этого в фильме Ларса фон Триера «Рассекая волны». Одри Тоту оказалась идеальной героиней этой современной парижской сказки, которая сделала из неё новый романтический символ Франции и французского кино. Одри Тоту обрела статус международной звезды, и её стали охотно звать в англоязычные фильмы: «Хеппи-энд», «Грязные прелести», прогремевший по всему миру «Код да Винчи». Это был пропуск в Голливуд. Но Одри Тоту говорит:
- Я не загипнотизирована голливудской карьерой. Считаю себя французской актрисой, и сделать свой имидж интернациональным - для меня вовсе не самоцель. Голливуд - это такая огромная машина, и ей не нужны иностранные «винтики».
«Молчу как могила»
Заграничные съёмки принесли Тоту новый опыт и закалили характер актрисы. Сначала ей, как всем француженкам с их неистребимым галльским акцентом, трудно давался английский, но Одри очень настойчива, хотя внешне по ней этого не скажешь, и в конце концов она превосходно заговорила на чуждом ей языке. Вообще она привыкла добиваться того, что задумала, - не тем, так другим путём.
- Ну и что из того, что я не стала биологом, как представляла себе в детстве. Зато спустя годы я совершила путешествие в Индонезию - ради любимых обезьян и новых впечатлений. Открыла совершенно другой мир, другую культуру.
В Индонезию она отправилась инкогнито с одной из своих двух младших сестёр. Когда был организован частный просмотр фильма «Амели» по просьбе президента Жака Ширака, она отказалась прийти, поскольку раньше договорилась на это время о встрече с братом. Гадалка предрекла ей, что в 30 лет она станет матерью близнецов. Но этого не случилось, и о других привязанностях Одри, кроме её родительской семьи, почти ничего не известно. «Когда дело доходит до моей личной жизни, - говорит актриса, - я молчу как могила и никому не дам с неё даже пылинки».
Настойчивость потребовалась ей - так же, как её героине, - и в работе над вторым фильмом Жан-Пьера Жене «Долгая помолвка» по роману Себастьена Жапризо. За эту роль она получила нечастый для французской актрисы гонорар почти в миллион евро. Дело происходит после Первой мировой войны, и Матильда ждёт своего возлюбленного вопреки логике, фактам и советам окружающих доброхотов. Её фанатизм, полная погружённость в фантастическую идефикс приносит свои плоды. Похожа ли Одри на Матильду?
- В каждой из женщин, которых я играла, есть что-то от меня - мечтательность, независимость, стремление не упиваться страданиями, а самой решать свои проблемы. В каком-то смысле я хотела бы походить на них, а в чём-то и правда похожа. Я, как и они, тоже часто ухожу в себя, в свои мысли, витаю в облаках. У меня нет навязчивой идеи, чего бы я хотела добиться, зато я точно знаю, чего никогда не сделаю. Никогда не выберу роль только из-за того, что она принесёт много денег. У меня есть линия поведения, и я от неё не отступаю.
Среди картин, которые она считает для себя этапными, - «Бесценная» режиссёра Пьера Сальвадори.
- Он открыл для меня ту особенную сферу комедии, которая уходит в глубину, выводит зрителя из равновесия. Я не похожа на Ирену, которая прекрасно владеет своим телом и умеет использовать как оружие свою женственность. Но тем более не намерена судить её или считать отрицательной героиней, напротив, в чём-то я ею даже восхищаюсь.
Ирена принадлежит миру дорогих отелей, курортов и ресторанов. Она - авантюристка, охотящаяся за богатыми женихами, чьё сердце разбивает классово родственный ей альфонс без гроша в кармане. Действие происходит на юге Франции - в Монте-Карло и других местах скопления богачей. Однако есть что-то во внешности и поведении Одри Тоту, что изобличает её чужеродность миру шика и гламура. Пускай глянцевые журналы включают её в списки самых сексуальных женщин, но сама она утверждает, что не мастерица очаровывать и соблазнять.
- Для меня главное - иметь возможность выбора. И это не значит, что я предпочту обязательно дорогой отель или дорогую машину: иногда я с удовольствием езжу в общественном транспорте. Да и дизайнерскую одежду ношу только в кино, в жизни предпочитаю практичные, удобные вещи. Но быть материально независимой, свободной в том, чтобы путешествовать, позволять себе маленькие слабости, - не вижу в этом ничего плохого. Это чисто мужской взгляд - думать, что Ирена аморальна, поскольку она в своих целях использует мужчин. На самом деле в её поступках нет никакой лжи. Ведь мужчины сами прекрасно понимают правила любовной игры и охотно дают собою пользоваться.
Но, как бы Одри ни сопротивлялась, её имидж уже не зависит от неё. Следующая большая роль в её карьере - сама царица моды Коко Шанель.