НА ПЛОЩАДКЕ собрались исключительно звёзды: Олег Янковский (митрополит Филипп), Александр Домогаров (Алексей Басманов), Юрий Кузнецов (Малюта Скуратов), Иван Охлобыстин, Вилле Хаапасало, Алексей Макаров и пр. Сценарий написал модный нынче писатель Алексей Иванов («Золото бунта», «Сердце Пармы»), оператор - Том Стерн, работавший с Клинтом Иствудом на фильмах «Письма с Иводзимы», «Малышка на миллион» и др.
Но самое большое внимание, конечно же, приковано к исполнителю главной роли - Петру Мамонову. То, что Ивана Грозного будет играть именно Пётр Николаевич, Лунгин понял ещё во время съёмок фильма «Остров». «В какой-то момент я увидел совсем другое лицо Петра - оно словно наплыло на меня, - рассказывает режиссёр. - И я вдруг понял, что его фактура, в которой смесь и набожности, и юродивости, и искренности, - это ключ к образу Ивана Грозного. Ведь он был очень противоречивой фигурой - днём казнил, а ночами стоял и молился. Мне кажется, благодаря Мамонову мы увидим неожиданного и правдивого Грозного».
В Суздале, где специально для съёмок «Ивана Грозного и митрополита Филиппа» был выстроен фрагмент Москвы ХVI века, Мамонов живёт затворником. Со съёмочной площадки сразу же уходит в квартиру, которую сняли для него. Как объясняют близкие к Петру Николаевичу люди, он боится расплескать ту энергетику, которая необходима для роли. А энергетика у Мамонова невероятная. …Шла съёмка одной из заключительных сцен фильма. Грозный сидит на троне посередине площади. «Где мой народ?» - восклицает царь. Камера медленно обводит огромное пустынное пространство. И тогда Грозный начинает читать молитву. Как и в «Острове», Мамонов не играл, а молился по-настоящему - истово, не жалея души. И у стоящих на площадке людей от этой пронзительной искренности побежали мурашки.
«Пару фильмов назад я работал с Бенисио Дель Торо. На мой взгляд, эти два парня - Бенисио и Пётр - очень похожи, - говорит оператор Том Стерн. - Невероятно интеллигентные, но в то же время - сильные лидеры. Мамонов включает интуицию, создавая свой персонаж, но при этом прокладывает чёткую границу между собой и героем. Иначе произойдёт взрыв, и актёра погубит его собственный талант».
Съёмочный период пришёлся как раз на Великий пост, но святые отцы разрешили Мамонову сделать послабление и есть рыбу - актёр просто не выдержал бы сумасшедшего графика съёмок. Простая, казалось бы, сцена - царь проходит по анфиладе комнат, а бояре и прислужники тем временем облачают его в парадные одежды - стала настоящим испытанием на выносливость. На Мамонова надевали пять кафтанов, и каждый - воистину царский: бархат, атлас, парча, золотое шитьё. Общий вес одеяний - больше 12 кг! А дублей надо было сделать не один и даже не пять!
Несладко пришлось на съёмочной площадке и Александру Домогарову. Его герой должен был проскакать на коне по снежному лесу. Александр, прекрасный наездник, решил обойтись без каскадёров. Но снег оказался гораздо глубже, чем ему показалось. Актёр слетел с коня и повредил плечо. К счастью, врачи диагностировали не перелом, а сильный ушиб. И уже на следующий день Домогаров снова был в седле, пряча наложенную повязку под боярским кафтаном.
А впереди у актёров - одна из самых сложных сцен: гладиаторские бои по-русски. Была у Грозного такая забава - кинуть попавших в опалу бояр в клетку с медведями и наблюдать за тем, как косолапый ломает жертву. Но актёры надеются на то, что Мишка окажется талантливым артистом. И главное - миролюбивым!