«Большая перемена», «Вас вызывает Таймыр», «Два капитана», «Счастье ты мое», «Женщина без прошлого»… Список известных фильмов с участием Юрия Кузьменкова можно продолжить. Его герои несут в себе то, чего зачастую нам так не хватает в жизни, – они светлые, веселые, жизнерадостные люди! И в этом нет фальши, потому что это – черты самого артиста.
Уроки верности
«АиФ»: – Юрий Александрович, вы всю жизнь верой и правдой служите Театру им. Моссовета. Такая верность в наше время – редкость…
Ю.К.: – Ну, во‑первых, я же и учился здесь – в Театральной студии Театра имени Моссовета, у Завадского. Завадский – «Ю. А.», и я «Ю. А.»! И после учебы он оставил меня в театре. А я, в свою очередь, остался верен ему и не ушел. Хотя порывался уходить не раз! И сейчас периодически куда-то меня заманивают перейти. Но я думаю, что это все от лукавого! 70 лет-то я справил в своем родном театре. А вот 90, может, уже в другом отмечу…
«АиФ»: – И семья у вас всю жизнь одна! И это при том, что вы всегда пользовались огромным успехом у женщин! Поделитесь секретом семейного долголетия!
Ю.К.: – Я абсолютно уверен, когда выбираешь жену, надо выбрать ее для жизни. Не для любви. Не для постели – для жизни! Конечно же, у меня была масса вариантов! Но только со своей Галиной я понял: с ней можно всю жизнь пройти. Потому что она поможет тебе, подставит плечо, если надо. Вот только так надо выбирать жену.
А искушения… Ну как без них? Признаюсь, очень часто «отбить» меня пытались. Но это никому не удалось! До рождения сына еще, может быть, можно было меня как-то переманить в «другую степь», но, когда родился Степан, я тогда решил: все! Сейчас ему 40 лет. Он родился, когда нам было по 30. Я убежден, что детей надо заводить попозже, в сознательном возрасте, когда для тебя ребенок не просто, извините, результат полового акта, а когда он для тебя уже предмет обожания!
Все лучшее – в сыне
«АиФ»: – А как получилось, что ваш сын – ребенок из театральной семьи – стал дипломатом, служит при миссии ООН в США, в Швейцарии? Его актерская стезя вообще не привлекала?
Ю.К.: – Не привлекала! Он мне еще сказал: «Пап! В дипломатии ведь тоже нужна актерская жилка…» Наверное, он оказался умнее нас с матерью. Чтобы в одной семье клубился бы целый ком непонятностей, страстей актерских – зачем это? Нет, я доволен, что он предпочел быть дипломатом. Человек он разумный, самостоятельный, думающий. И, что мне очень нравится, – принципиальный. Ой! Как он против моих привычек вредных! Но он никогда не позволит себе выразить это в каких-то гадких поступках, словах, оскорбить меня, потому что понимает, что старшего обижать нельзя! И он должен найти какие-то ходы, чтобы старший все равно оставался на высоте, даже если он не прав.
Повезло мне, что у меня вот такой ребенок!
«АиФ»: – Научите, как воспитать хорошего сына?
Ю.К.: – Ну, прежде всего, ребенок должен воспитываться в семье. Не в детском саду, не в школе, а в семье! Тогда у родителей есть ответственность перед ним, а у него – перед семьей. Я твердо уверен и буду всю жизнь на этом настаивать: все от родителей! От их доброты или от их «черноты». Ребенка просто надо любить!
Как бы много я ни снимался, как бы ни был занят в спектаклях, репетициях, во сколько бы ни ложился спать, вставал в 7 утра, чтобы сказать сыну: «Доброе утро!» И спросить: «Тебя никто не обидел? Тебе никакая помощь не нужна?» Всего-навсего! Мне кажется, что это очень важно, в этом и есть воспитание. А сейчас он уже сам отец. У меня две внучки-красавицы – 9 и 14 лет, и 5‑летний внук.
Смена времен
«АиФ»: – Говорят, после фильма «Большая перемена» вам просто прохода не давали! Но при этом вы никогда в жизни не «звездили». Это что – свойство характера? Или это тоже какое-то воспитание?
Ю.К.: – Думаю, свойство характера. Да и потом я – простой человек. У меня родители были простыми людьми. Поэтому «звездная болезнь» мне не грозила. Хотелось, конечно, известности, признания от людей, но «крышу не сносило». Как мне говорили, надо быть самим собой, тогда к тебе и потянутся люди. У меня много друзей! Вчера выхожу со спектакля, а меня уже ждет целая компания – специально из Питера приехали на «Сапсане», чтобы повидаться со мной! Это же свихнуться можно от собственной значимости!
И я вижу, как некоторые «свихиваются». Особенно молодежь. Посмотришь – он и пляшет, и поет, и ведет шоу всякие везде! И хочется иной раз спросить: «А стержень-то есть у тебя внутри свой какой-то?»
«АиФ»: – Ваши персонажи в кино и театре всегда восхищают чертами джентльмена, рыцаря «без страха и упрека», тогда как те мужики, которых мы видим сейчас на экране, в большинстве своем им «в подметки не годятся». У вас современные образы содрогания не вызывают?
Ю.К.: – Что-то ушло, наверное… Мы стали другими. Но не только мужики стали другими – женщины тоже изменили свое отношение к ним. Может, если бы женщины продолжали смотреть на мужчин, как тогда, как прежде, то и мы остались бы теми «рыцарями»! А сегодняшние сюжеты в кино… я эти фильмы не смотрю. Знаете, почему? Потому что понимаю, что актеры, которые в них задействованы, только гонятся за деньгами. А мы-то, помните: «за туманом и за запахом тайги…» Я просто вижу иногда в глазах у актеров значок доллара вместо зрачка! Только одно им надо – побольше денег, чтобы дачу на Канарах купить.
А я не хочу ничего подобного. Я в этом смысла не вижу! Жена уже несколько раз говорила: «Давай в Черногории дом купим, давай в Болгарии, в Хорватии, в Таиланде...» А я не хочу! Меня, например, сын зазывал в Америку. Но я подумал: на его деньги я же не поеду, не в моих это правилах, если и поеду, то на свои. Но чего ради? Чтобы посмотреть на эти высотки? Да не волнуют они меня до такой степени! Меня больше волнует и радует Московская область! Здесь мне нравится все – церкви, леса, березки, кувшинки в реке…
Курс – на позитив
«АиФ»: – Вы живете сейчас на даче, за городом?
Ю.К.: – Да. Хотя как «за городом»? Это же сразу за МКАД – всего 5 километров от Москвы. Правда, есть еще дача у сына – в 100 километрах, под Нарофоминском. А у меня вот такая, в ближайшем Подмосковье. Живность у меня там: кошка, кот, собака. Как я могу их покинуть, уехать в город? Кто их кормить будет? Вот и живем там, ближние дачники. Речка неподалеку. Рыбалка – это не мое, а вот по грибы люблю ходить. Но, правда, сейчас это редко удается, поскольку подходящей компании нет. Компания нужна такая, чтобы можно было по-дружески поговорить, чтобы удовольствие получать. А без друзей, ну что я пойду один, как лесовик с посохом…
«АиФ»: – Недавно у вас был юбилей. Какие мысли в связи с этим вас посещали?
Ю.К.: – Подводя итоги, хочу сказать, что не жалею, что прожил именно эту жизнь. Я видел много несчастий. Я много видел счастья. И ни о горе, ни о счастье я не жалею! Мне повезло: я никогда не фиксировал внимание на плохом, всегда как-то обходил дурное стороной, относился лояльно к каким-то вещам…
Вот некоторые говорят в преддверии юбилея: «Ах, я хотел бы такую-то роль сыграть!» Ну, так сыграй, кто тебе мешает? «Да вот, время уже ушло!» Ах, ушло? Все уже разобрали? А чего тогда говорить-то? Каждому – свое. Я очень верующий человек. Я верю в Бога и верю, что частичка Бога есть во мне. Думаю, надо очень многое пройти, чтобы прийти к этой истине: Бог есть в тебе!