А через несколько лет она сыграла цыганку Карму в фильме Татьяны Лиозновой «Карнавал». С тех пор у Екатерины Жемчужной было более двадцати ролей в кино – в фильмах «Цыганское счастье», «Чардаш Монти», «Цыганка Аза»… Участие в сериале «Кармелита. Цыганская страсть» подарило актрисе новую волну популярности.
В родном театре «Ромэн» Жемчужная занята в спектакле «Исповедь цыганской скрипки», премьера которого ожидается в конце сезона. Наверное, ей было бы сложно найти время на интервью, если бы не травма ноги, вынудившая актрису несколько дней провести дома.
Медицина – под контролем
Налив мне чашку ароматного фруктового чая, Екатерина Андреевна рассказала о смешном случае, тоже связанном с травмой. Правда, он мог оказаться очень грустным, если бы не давний интерес актрисы к медицине.
Екатерина Жемчужная: – Мы с Георгием Николаевичем (муж актрисы – актер и режиссер, народный артист РФ Георгий Жемчужный. – Ред.) были в санатории в Краснодарском крае. Наша смена совпала с Днем города, и меня попросили выступить. Отказать я не смогла, но цыганской юбки у меня с собой не было. Пришлось спешно покупать ткань и обращаться в местное ателье.
По пути за готовой юбкой я споткнулась и подвернула ногу. На праздник все-таки приехала, спела, даже немножко потанцевала, но для моей травмированной ноги, видимо, это оказалось чрезмерной нагрузкой, и к вечеру она отекла неимоверно. Мне вызвали скорую, отвезли в больницу, а ведь врачи-то тоже праздновали! Дежурный врач, чувствовалось, «попраздновал» очень основательно. «Перелом! Гипс – от бедра до пальцев!» – безапелляционно заявил он. Я была в шоке! На улице – 42 градуса жары! А нам через два дня уезжать!
Но моя «настольная книга» – «Справочник практикующего врача», я ее от корки до корки прочитала! Уже так много знаю, что в больнице работать могла бы! (Смеется.) И я знаю, что с переломом я бы не ходила и не танцевала! Пришлось написать расписку, что от гипса отказываюсь. На следующий день обратилась в другую больницу, и никакого перелома у меня не нашли.
Знаю ситуацию и похуже: человек лежал в реанимации с ужасным диагнозом, его долго «лечили» (естественно – за деньги). Когда я пришла туда и, сославшись на мой любимый справочник, сказала лечащему врачу, что я об этом думаю, вы не представляете, какое у него было лицо! Мы нашего больного перевели в другую больницу, где его прооперировали и спасли ему жизнь. Так и хочется крикнуть иным горе-врачам: что же вы делаете? Остановитесь! Подумайте, что есть Всевышний и каждому воздастся…
Цыганское счастье
Марина Мосина, «AиФ»: – Читала, что ваш супруг – потомок цыганских королей из Польши…
– Да, он ведь по маме – Александрвич. От его бабушки мы знали, что корни его – польские. А потом ректор РГГУ Ефим Пивовар привез нам из Польши книгу, из нее мы узнали, что далекий предок Георгия получил охранную грамоту от польского короля, который назначил его королем над польскими цыганами. Так что я теперь жена короля…
– Вы с Георгием Николаевичем одержали победу в передаче «Ты и я». Вы как-то специально к ней готовились? Или просто цыганская жена – это явление особое?
– Специально подготовиться было невозможно! Но мы так долго вместе, что уже практически все знаем друг о друге. Расхождение получилось только по поводу того, в каком наряде муж желал бы видеть меня дома. Я предполагала, что он скажет – в халате, так как место жены – дома. Но он же – король. И он сказал – в вечернем платье… Да, цыганская жена – это действительно особое явление. Моя мама никогда не перечила мужу, и его мама – тоже. И я очень уважаю мужа. Скажем, в театре, на людях, я промолчу, даже если не согласна с ним, но дома я, конечно, выскажусь.
– Вы не раз рассказывали, что все в вашем роду убегают из дома со своими любимыми. Это правда?
– Да, это у нас такая традиция. (Смеется.) Я убежала с Георгием, наша дочь Ляля (заслуженная артистка РФ Ляля Жемчужная, актриса театра «Ромэн», исполнительница роли Земфиры в сериале «Кармелита». – Ред.) – с Ромой (народный артист РФ Роман Грохольский, артист театра «Ромэн», исполнитель роли Лексы в том же сериале. – Ред.). Правда, браки получаются счастливые и прочные. Мы так хотели, чтобы внук Андрюша женился «как положено», чтобы была настоящая цыганская свадьба… Но он, ничего нам не говоря, женился на русской девушке, и у нас уже родился правнук. Андрюша сейчас заканчивает РАТИ, его уже приняли в труппу театра «Ромэн».
Виват, Кармелита!
– Съемки «Кармелиты» ведь закончились не так давно. Вам дорога эта работа?
– Да, и теперь как будто чего-то не хватает. Но, конечно, это был тяжелый труд, пока снималась, я похудела на 10 килограмм! Вставала в шесть утра, в половине седьмого за мной приходила машина. В машине учила текст. Я старалась не показывать, как мне поначалу было трудно, и благодарна каналу «Россия» и авторам, что взяли эту тему. «Кармелиту» смотрят не только в России, но и в Америке, Франции, Израиле, Германии…
– Екатерина Андреевна, а смешные случаи на съемках были?
– Конечно, были! Например, когда моя героиня должна была опознать обгоревшее тело своего погибшего брата, я задумала упасть без чувств. Режиссер Лена Цыплакова согласилась, а вот мой партнер Коля Лекарев никак не давал мне упасть, все поддерживал. Я говорю: «Колька, прекращай меня держать! Я хочу упасть!» А он – держит, да так крепко! Не хотелось ему, чтобы я упала и ушиблась… И так – два или три дубля.
Обыкновенное чудо
– Ваша героиня в «Кармелите» – гадалка, колдунья. А в жизни вы с такими явлениями сталкиваетесь?
– Цыгане – народ загадочный, никакие ученые не могут объяснить того, что они умеют… Со мной иногда происходят небывалые вещи. Вот смотрю, например, по телевизору передачу, которая мне нравится. И только я подумаю, что еще не была на ней, как сразу звонок: «Екатерина Андреевна, не могли бы вы прийти?» Я часто предупреждаю мужа и дочь о возможных последствиях их поступков, но ведь не слушают…
– Вы много снимались, но воспитал и вырастил вас театр?
– Конечно, и я очень благодарна родному театру! Это – мой дом. Закончив в 19 лет студию при театре «Ромэн», я за год сыграла пять главных ролей! А если какую-то роль хотелось сыграть, но мне ее не давали, я за нее не дралась и никому не завидовала. Эта роль рано или поздно все равно приходила ко мне…
Я очень счастливый человек: все, о чем я мечтала, сбылось. Даже и препятствий особых не было! У меня есть супруг, самый дорогой человек, моя половинка, с которым мы вместе почти полвека, есть замечательная дочь. Мы и в театре работаем вместе. Я считаю, что еще и моя мамочка мне помогает, я всегда ощущаю ее присутствие. Перед смертью она говорила: «Катенька, я так тебя люблю, я там буду о тебе молиться, чтобы, куда бы ты ни повернулась лицом, всегда тебе была улыбка и открытая дверь».