На знаменитой сцене Парижской национальной оперы ГАБТ показал свои балеты «Корсар», «Спартак», «Пиковая дама», «Игра в карты» и акт «Тени» из балета «Баядерка».
«Вновь труппа Большого встречает у публики приём, полный энтузиазма», «Гром аплодисментов пунктиром шёл через весь спектакль», «Если говорить о московской труппе, то Алексей Ратманский, артдиректор балета Большого с 2004 г., навёл глянец на пёрышки, слегка потускневшие за несколько лет», — писали французские газеты.
…В своё время назначение молодого хореографа и танцовщика Алексея Ратманс-кого на пост художественного руководителя балета ГАБТа вызвало неоднозначную реакцию в театральном мире. Одни ворчали: «Что этот мальчик соображает в балете? Наломает дров». Другие одобряли: «Слава богу! Театру давно нужна свежая кровь».
«У нас с Мариинкой нет противостояния»
— Алексей, в последние годы часто говорят о нездоровой конкуренции Большого и Мариинки. Мировая пресса пишет, что Валерий Гер-гиев настолько поднял рейтинг своего театра, что ГАБТ теперь занимает прочное второе место. Ваша реакция на эти разговоры?
— Конкуренция между Большим и Мариинкой — здоровая, и она мне очень нравится! Это два великих театра, каждый из которых пережил свои взлёты и падения, и ни один не желает хоть в чём-то уступать другому. Это подстёгивает. А ваши слова о мировой прессе просто не соответствуют действительности — достаточно прочитать рецензии на гастроли Большого в Париже, Лондоне, Нью-Йорке.
— «Болт», «Леа», «Светлый ручей» в вашей постановке вызвали неугасающие нарекания! Мнение театральной общественности: «Спектакли Ратманского разБОЛТали классические устои балета». Не пугают обвинения в том, что вы оказались слоном в посудной лавке и натворили дел в главном театре страны?
— Не пугают, но работать мешают. Особенно когда произносятся как заученные фразы, без всяких аргументов. Ну что поделаешь, всем не угодишь!
Теперь о «главном театре страны». За 3 года моей работы в театре было пос- тавлено 15 балетов. Сохранили почти весь репертуар, собранный моими предшественниками. Стали проводить ежегодные «Мастерские новой хореографии», где молодые хореографы получили возможность попробовать свои силы. Я считаю, что без этих усилий, иногда рискованных, мы на долгие годы вперёд будем обречены говорить о «кризисе русской хореографии». А «классические устои» Большого театра никуда не денутся. Две трети нашего репертуара, извините, составляют спектакли XIX века.
— Николай Цискаридзе сказал, что всегда говорит партнёрше по спектаклю, когда ей пора худеть. А вы, руководитель балета, следите за формой танцовщиц?
— Конечно, слежу! Ведь 32 лебедя, которых весь мир считает символом русского балета, должны быть одного вида и комплекции. В этом смысле и Большой и Мари-инка гораздо строже относятся к отбору своих танцовщиц, чем западные театры. У нас даже часто спрашивают, особенно на гастролях в Америке, где балет вовсе не является элитарным искусством: «А не больны ли ваши девушки анорексией?» Нет, отвечаем, это они от природы такие стройные.
«Мой сын не интересуется балетом»
— Один читатель прислал мне забавный вопрос для вас:
сколько часов в день нужно тягать гантели балетному танцовщику, чтобы…
— Тягать балерин? (Смеётся.) По-разному. У некоторых от природы сильная спина, крепкий позвоночник. Но более худосочным надо качаться, конечно. Балерин на сцене ронять нельзя! Хотя и такое бывает. Несмотря на то что жизнь в театре полна самоотречений и боли, мало кто из артистов жалеет о выбранной профессии. Потому что сцена и вот это чудесное соединение многих искусств дают возможность очень полного раскрытия личности. При удачном стечении обстоятельств.
— Ваши сын и жена-балерина Татьяна по-прежнему живут в Дании?
— Нет, почему же, мы все переехали в Москву в 2004 году. Татьяна помогает мне на постановках и периодически ставит мои спектакли за границей, а Василий учится во втором классе в хорошей школе, плавает, в теннис играет, учит языки. А вот балетом пока не инте- ресуется…