Примерное время чтения: 7 минут
541

Создатель «Смешариков»: «Родитель - важнейшая профессия в мире»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Страна в шоке от ЕГЭ. Как его пережить? 05/08/2009

В этом году лауреатом Государственной премии РФ стала социально-культурная программа «Смешарики». По мнению специалистов, это «единственная в России комплексная детская программа национального масштаба, охватывающая все сферы интересов и увлечений подрастающего поколения». В её основе - одноимённый мультсериал. В гостях у нашей редакции побывал художественный руководитель анимационного проекта «Смешарики» Анатолий Прохоров. Он ответил на вопросы читателей и журналистов «АиФ».

Детство - это феномен

- Я знаю, вы считаете, что необходимо менять приоритеты в воспитании и избавлять общество от устаревших стереотипов. Каких именно?

- Давайте забудем про то, как будем воспитывать наших чад, что хотим привить им. Потому что здесь мы опираемся на наши взрослые ценности, а дети являются материалом для «прививки». Именно от этого отталкивается школьная дидактика, знаменитая система Коменского. Она была очень важна в прежние времена, но сегодня уже не работает. Согласно этой системе дети живут так называемой «отложенной жизнью», а главное - взрослая жизнь, которая будет потом.

Но детство - это то, что происходит с ребёнком здесь и сейчас. Это самый счастливый и самый драматичный период жизни. Обществу пора понять: существуют три основные профессии в мире - врач, педагог и родитель. И никакой артист, художник, шоумен близко не стоит к ним по важности и серьёзности. То, что вы делаете для ваших детей, не сможет сделать никто. Делайте это так, как бы вы это делали в последний день вашей жизни. Необходимо, чтобы мир детства существовал наравне с миром взрослых и жил своей полной жизнью - так считает председатель попечительского совета фонда «Моё поколение», руководитель аппарата Общественной палаты РФ Алина Радченко. И я с ней полностью согласен.

- И более того, являетесь экспертом форсайт-проекта «Детство-2030», который реализуется на площадке ОП. Как в него попали?

- Для форсайт-проекта отбирали экспертов по вопросам детства. Обратились и ко мне, я согласился. Все вместе мы делаем важнейшую для нашей страны работу: системно осмысливаем, какова в России ситуация не с отдельными детьми и не с категориями детей, а с детством как социально-культурным феноменом. Это уникальная идея, цель которой - сделать самый интересный период жизни каждого человека приоритетным направлением государственной политики. Такую задачу ставил перед собой Фонд молодёжных инициатив «Моё поколение», приступая около года назад к реализации форсайт-проекта.

- Вы хотели бы своими мультиками воспитать в детях какие-то новые качества?

- Есть такой замечательный афоризм: нельзя научить, но можно научиться. То же самое касается детей с самого рождения. Нельзя воспитать - можно лишь воспринимать текущую рядом жизнь. Если в вашей семье любовь, спокойствие, уважение друг к другу - это будет впитано детьми. Если у вас напряжение - пусть вы не материтесь ежедневно и не бьёте жену сковородкой, но напряжение есть, - дети и это почувствуют.

Как пингвин немцем стал

- Порой создаётся ощущение, что сериал «Смешарики» скорее для взрослых, чем для детей…

- Есть педагогический термин - «старший дошкольник». Этот ребёнок 4-6 лет уже требует взрослого, серьёзного отношения к нему. Поэтому формула «Смешариков» простая - взрослое кино, предназначенное для детей. Странная формула? Но весь прошлый век мы, взрослые, своим сюсюканьем давали ребёнку постоянные примеры пренебрежительного, неравноправного отношения к нему. На самом деле к ребёнку надо относиться с уважением уже тогда, когда он находится в животе у мамы.

- Многие дети эмоционально возбуждаются при просмотре «Смешариков». Как вы относитесь к предположению, что некоторые мультики зомбируют детей?

- Одна из моих профессий - культуролог. Когда мы говорим «зомбирование» и «привыкание» - это жёсткие термины. Но когда говорим «я люблю конфеты» - это лишь другое выражение того же самого явления. И все привычки, всё то, что мы любим, - всё это различные варианты зомбирования, или так называемого «культурного наркотика», вызывающего привыкание. Вообще человеческая культура является самым мощным наркотиком, однако без него из нас получились бы одни маугли.

Конечно, если фильм показывают часто, он запоминается. Ну а если там нечему запоминаться? Вот «Чебурашка» - сделано было всего четыре фильма. Почему он запомнился? Был точно и тонко сделан.

- Как выбирали персонажей для сериала?

- Выбор длился около полугода. Мы поняли простую вещь: это должны быть животные средней полосы России. И там не должно быть кошек, собак и мышей, потому что они - самые популярные животные в мультипликации, их и так достаточно.

Но потом решили, что должен быть какой-то один особенный персонаж. То, что называется «чужак», который приехал откуда-то издалека и живёт здесь. И вдруг поняли: о, пингвин! Тут же нашлось ему имя - Пин, стало понятно, что у него всё другое, он даже спит в холодильнике. Начали думать, как может звучать антарктический акцент. Не нашли. Решили, что у Пина будет «вселенский» акцент: то грузинский, то эстонский, то немецкий, то французский. Но это задача непомерная для актёра. И так получилось, что идея «вселенского» акцента сдвинулась в сторону немецкого - он оказался наиболее характерным.

В США к мультику дописывают диалоги

- Будут ли со временем взрослеть герои мультфильма?

- Герои взрослеть не будут, но мы планируем сделать два дополнительных сериала. Один - про то, как смешарики были малышами, для детей от 2 до 4 лет, и другой - как были подростками.

- Правда ли, что «Смешариков» показывают в США? До этого же было наоборот - американские мультики попадали на наши экраны. Стало быть, вы - первопроходцы?

- Выходит, да. Наш сериал - первый из российских, который довольно широко показывают за рубежом: на крупнейшем детском канале Европы KIKA и на известном американском телеканале CW. Правда, там он называется «Гогорики». Наши прокатчики довольны рейтингом. Но с США была сложная ситуация. Продюсеры дубляжа нам сказали: очень трудно готовить «Смешариков» к американскому телепоказу - между вашими и нашими зрителями есть разница. Иногда они специально дописывают концовки диалогов, чтобы разъяснить смысл наших историй - дескать, американский зритель должен понять ту тонкость, которая имелась в виду.

- Так в чём, по-вашему, секрет успеха сериала?

- Мы перешли от драматургии «хорошего-плохого» героя, самой расхожей в мире, к более тонкому пониманию жизни: есть разные характеры, и они живут вместе. И они должны не перессориться, не передраться, не стать друг для друга врагами. Это важнейшая проблематика ХХI века. «Смешарикам» она очень близка.

Досье

Анатолий Прохоров родился в 1948 г. в Осло (Норвегия). В 1971 г. закончил физический факультет МГУ. В 1978-м защитил кандидатскую диссертацию. Ещё работая физиком, увлёкся теорией театра, кино и анимации. В 1988 г. совместно с А. Татарским организовал анимационную студию «Пилот». В 1997-м стал генеральным директором телекомпании «Пилот ТВ». Она дважды получала премию «ТЭФИ» за программу «Тушите свет!».

Читайте также:

«Смешарики»: секреты создания героев

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах