Примерное время чтения: 8 минут
1646

Мультипликатор Святослав Ушаков: конкуренция с Голливудом возможна

Святослав Ушаков. 2009 год.
Святослав Ушаков. 2009 год. / Владимир Федоренко / РИА Новости

Святослав Ушаков — режиссёр-мультипликатор, известный по ряду проектов, в числе которых первый полнометражный российский анимационный фильм «Белка и Стрелка. Звёздные собаки». Обладатель множества призов на международных фестивалях. «АиФ» поговорил с Ушаковым о нынешнем состоянии и проблемах мультипликации в России.

Валентина Оберемко, «АиФ»: В 2009 году наши мультипликаторы написали открытое письмо Владимиру Путину, позже встречались с президентом, обсуждали проблемы мультипликации. Изменилось ли что-то с тех пор, в каком состоянии находится наша мультипликация?

Святослав Ушаков: Можно сказать, что, с одной стороны, ничего не изменилось. Всё очень непросто, пробиваться приходится, расталкивая других локтями. Деньги по-прежнему на анимацию выделяются с трудом. Но даже из того, что выделяется, после всех распилов остаётся совсем немного. А люди, которые занимаются мультипликацией за эти деньги, делают это практически из чистого альтруизма. Но это обычная российская действительность.

С другой стороны, стало немного лучше, это факт. Потому что государство всё-таки выделяет деньги на авторские проекты. Средства не такие большие, но всё же на них можно рассчитывать, хотя бы для начала. И при дальнейшем финансировании проекта можно, конечно, сделать хорошее кино.

Но деньги эти получить не так просто. Со одними надо договариваться, с другими — тусоваться. А если всё делать по правилам официально, можно остаться вообще не у дел. Но, тем не менее, возможностей стало больше.

Появился детский канал, где показывают мультипликационную продукцию. Это, на мой взгляд, существенный прогресс, потому что если не рассчитывать всё время на государство, а рассчитывать на то, что канал будет заинтересован в производстве наших мультфильмов, для мультипликаторов появляется другая возможность зарабатывать и за этот счёт развиваться дальше, заниматься мерчендайзингом, продавать сопутствующие товары. А на полученную прибыль снимать новые отечественные мультфильмы.

Вообще, такие большие компании, как Disney и Pixar, не живут только за счёт проката. Основной их заработок — продажа сопутствующих товаров. Если бы у наших мультипликаторов получилось наладить такой бизнес, это было бы замечательно.

Кадо из мультфильма «Белка и Стрелка: Лунные приключения». 2013 год.

— Но тот же «Союзмультфильм» ругали за то, что он вместо производства мультфильмов продаёт игрушки.

— Обвинять «Союзмультфильм» в том, что он ничего не производит, сложно, потому что его так долго разваливали. Ведь человек с отрезанными руками не может ничего нарисовать. Здесь все виноваты. То, что «Союзмультфильм» начали хоть как-то реанимировать, уже хорошо. После того, как он переедет в новое помещении, думаю, там начнется новая жизнь «Союзмультфильма». Слава Богу, что они сохранили то, что у нас осталось. Наше анимационное наследство чуть не пропало, и, я считаю, если они могут это всё продавать, пусть продают и налаживают жизнь студии. Когда-то у нас была прекрасная анимация, она работала на высочайшем уровне, если сейчас они будут пытаться хотя бы подтянуться ближе к этому уровню, будет здорово.

— Вообще у нас в стране сегодня много производится мультфильмов?

— Точной статистики, думаю, нет. Но мелких мультиков делается огромное количество, правда, их никто не видит, из показывают только на фестивалях. Сотня фильмов в год точно делается нашими авторами, и плохих, и хороших. Есть большая надежда, что их будут показывать на этом детском канале. Что касается полнометражных проектов, то их выпускается 12 в год. Недавно вышла «Снежная королева», вторая «Белка и Стрелка», «Кин-дза-дза».

— Но почему эти маленькие мультфильмы никто не видит, неужели каналы не заинтересованы в такой детской продукции?

— Я так понимаю, что нет. У каналов есть сетка, куда надо поставить что-то на 8, 8:30, 8:40. А фильм длится 1015 минут. Для таких мультиков надо сделать хотя бы получасовую программу, что тоже «кровавая» история. Так что, мне кажется, что каналы в этом не заинтересованы. Есть «Спокойной ночи», «Карусель» — это единственные площадки, где сегодня показывают мультики на центральных каналах.

— Может, наши мультфильмы не могут конкурировать с голливудскими, которые почти каждый месяц собирают у нас миллионы?

— Я считаю, что конкуренция возможна. Мы можем делать мультики не хуже. У нас мощности не хуже, но нам нужно время для того, чтобы коммерчески и логически построить эту работу. Должно быть планирование. Это иллюзия, что американцы делают по одному фильму в месяц. Фильм делается два с половиной, три года. Просто, когда начинается процесс производства, они начинают делать один фильм, тут же запускаются с другим, затем с третьим. Работа над ними не останавливается, а идёт параллельно. И поэтому есть такая иллюзия, что они выдают огромное количество мультфильмов. А у нас сделали фильм, всех разогнали. Потом опять начали делать — собрали. У нас каждый раз честно получается по три года на мультфильм. Так никто не делает. Это, во-первых, долго, во-вторых, это ужасно бесцеремонное отношение к людям, к художникам, потому что собрать коллектив, студию из человек хотя бы 80, это колоссальный труд, а распустить этих людей — преступление, я считаю. А у нас это делается легко.

Кадр из мультфильма «Снежная королева». 2012 год.

В плане того, как мы делаем кино, в плане сценариев, с которыми во всём мире плохо, в плане качества анимации мы вполне можем конкурировать с Голливудом. С новыми технологиями у нас работают специалисты не хуже, чем в Америке, иногда американцы просят сделать что-то у нас.

Потом, тот же самый мерчендайзинг у них развит великолепно. Там никто просто так не делает, ни один персонаж просто так не нарисован, всё это работает, каждый винтик продаётся. Думаю, пройдёт ещё немного времени  и если у нас в мультипликации всё совсем не закроется, наша анимация расцветёт в хорошие фильмы.

— Но стоимость анимации, оплата художникам наверняка в Голливуде вне конкуренции?

— Конечно же, наши бюджеты значительно меньше. Есть бюджеты, которые совсем малы. Конечно, можно и за 100 рублей полный метр снять, но... Всё зависит от качества. У них там платят сотни, у нас — десятки. У них режиссёр получает 100 тысяч долларов в месяц, у нас — 6 и радуется. Тут ещё проблема в том, что американцы часто завышают ставки. Иногда они сами признаются: «Да, конечно, это столько не стоило». Но у нас люди работают впритык стоимости. Так жить тоже невозможно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах