Исполнитель роли обаятельного толстяка Валентин Смирнитский ответил на вопросы читателей Интернет-конференции AIF.RU.
- Как будете праздновать свое 65-летие?
- День рождения буду отмечать за границей. Специально для этого взял себе отпуск на месяц. Но придется оттуда слетать в Израиль на 5 спектаклей. А в остальное время буду отдыхать в Испании, там и отмечу юбилей в тихом семейном кругу.
- Вам самому понравился фильм «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини»? Какие видите сильные и слабые стороны?
- Мне не понравилось воплощение идеи в таком качестве. Мы пошли на компромисс, нас уговорил сняться режиссер. Но то, что получилось, удручает. Мне не понравилась музыка, сюжет и многое другое. Все непроработано было до конца и не доведено до ума. Вся эта история вообще не по Дюма, но и ее можно было воплотить должным образом. Это мое личное мнение. Планов продолжать это уже нет, во всяком случае, у меня - точно.
- Как кризис отразился на вашей жизни?
- В кино нам немного понизили ставки. У меня на последнем контракте понизили на 25%, но там такая интересная работа, что я согласился. Кто-то отказывается. Вот таким местом это меня коснулось. По поводу театральных работ вообще не коснулось. Есть мнение, что кризис станет таким очищающим катарсисом, чтобы не выпускалась всякое барахло, я с этим частично согласен. Люди где-то брали шальные деньги и снимали ерунду. Это какие-то непонятные режиссеры, которые снимали каких-то своих жен… А сейчас это немножко подчиститься в какой-то степени. Будут вкладывать реальные деньги в стоящий продукт. Может быть. Будем надеяться.
- Какие женщины вам нравятся?
- Мне вообще женщины нравятся. Мне нравятся и красивые женщины, и умные женщины. Я к женскому полу отношусь с большим пиететом.
- Сколько водки вы можете выпить за один раз?
- Последнее время водку не пью. Иногда бывают случаи, тогда предпочитаю «Белугу». Она хорошая, я в этом разбираюсь. Пью вина сухие, виски. Последний раз месяца два назад мы с приятелем выпили полторы бутылочки водочки. Было празднование чего-то, и мы за городом расслабились. Но это очень редко бывает. Когда выпиваю, я пребываю в очень хорошем настроении.
- Вам никогда не хотелось избавится от образа Портоса, который преследует вас всю жизнь?
- Это издержки нашей профессии. Не я одна такая жертва имиджа, персонажа, сыгранного однажды. Есть всесоюзный Штрилиц, Чапаев, много людей, на которых был поставлен этот штамп. Он меня не то что преследует… Да, люди уже 30 лет говорят: всесоюзный Портос, но я ведь больше ничего подобного не играл. Этот образ не эксплуатировал как артист. Его краски нигде больше никогда не использовал совершенно сознательно. Я пытался от этого избавиться, не повторяться в одном качестве.
Много ролей переиграл и в кино, и в театре. Ну как я могу избавиться? Этот фильм много лет показывают, не одно поколение детей, их детей, внуков смотрит и пересматривает. Картина нравится людям. Ну и, слава Богу, значит, что-то полезное сделал в жизни.
- Вы много работали в дубляже западных картин? Чьим голосом вы говорите?
- У меня миллион работ. Я сейчас этим уже не занимаюсь. Занимался долго еще в советские времена, в годы перестройки, это был и способ выжить, и способ сохраниться в профессии. Моим голосом кто только не говорил. Я очень много дублировал мультфильмов. Это работа забавная, но тяжелая. Ты по 8 часов стоишь у монитора, на котором все мелькает. И эта работа у нас не так хорошо оплачивается. Сейчас начали приглашать озвучивать западные мультфильмы знаменитых артистов, вроде бы они получают достойные деньги. Тогда нам платили недостойные гонорары, но надо было выживать, зарабатывать профессией. Эта работа очень тяжелая. Я потерял 3 единицы зрения.
- Что из рыцарского кодекса чести сходно с вашими собственными жизненными принципами?
- Основные кодексы чести – честность, дружба в хорошем понимании, рыцарское отношение к женщинам, к нашим детям, к братьям нашим меньшим. И так далее. Нормальные человеческие качества. Это все, кажется, так просто, но не соблюдается. Я стараюсь им следовать, насколько это возможно в наше время.
- В какой из новых картин мы сможем увидеть вас и в каком качестве?
- Снялся в нескольких картинах в прошлом году, одна из них прошла по телевидению, одна до сих пор в странном состоянии, мы ее даже не озвучивали, она попала под начало кризиса, мы ее срочно заканчивали. Тем не мене в этом году буду тоже сниматься в паре картин. Контракты подписаны.
- Что нового у вас в театре?
- У артистов суеверие – пока не выпустил продукт, мы стараемся не говорить. Сейчас один спектакль репетирую, еще некоторые предложения обдумываю. Когда выйдет – можно будет и поговорить на эту тему.
- Похожи ли вы на своего героя Портоса? Отразились ли роли мушкетеров на судьбе актеров?
- У меня нет ничего в характере от Портоса, кроме некоего эпикурейства, я тоже люблю хорошие застолья. Чувство юмора у меня есть, это тоже некая схожесть. В остальном, если имеется в виду судьба, мы с этими кличками живем уже 30 лет, но мы судьбу своих книжных и киношных персонажей не повторяли ни в коей мере. Ни Боярский, ни я, ни Смехов, ни Старыгин. По характеру – тоже не знаю. Я очень дружил со всеми, знаю их много лет, не могу отождествлять их человеческие характеры с персонажами.
В детстве я, конечно, читал «Трех мушкетеров». Это было одно из моих любимых произведений. Наше поколение было жадным до книг, потому что их не было. Они были дефицитом, мы доставали их по блату, за макулатуру… Естественно, когда мне в руки попали «Три мушкетера» - кто-то мне дал почитать, потом дали почитать «20 лет спустя» и «Виконт де Бражелон», - я читал с упоением, это было потрясающе, как и Майн Рид, Марк Твен… Конечно, для меня с детства «Три мушкетера» одно из любимых произведений. Когда я стал актером, я даже не думал, что будут экранизировать книгу и я сыграю Портоса. Я не отождествлял себя с ним, я тогда вообще был достаточно стройный, не подходил даже чисто внешне под этого персонажа. Он очень сочно описан у Дюма, большой, сильный… Но вот как судьба повернулась.
- Вы когда себя видите по телевизору, какие чувства испытываете?
- Я вообще стараюсь себя не смотреть на экране. Если у меня дома кто-то смотрит, я не выключаю. Но сам себя не могу смотреть. Кроме ошибок профессиональных ничего не видишь, если ты нормальный человек. Ну что собой любоваться что ли? Как можно абстрагироваться, если ты вложил свой труд? И вот смотришь на экране, вот тут недоиграл, тут надо было сделать лучше, исправить нельзя. Ну, какие положительные эмоции могут быть? А самолюбованием не занимаюсь. Поэтому не смотрю. Для меня это табу.
- Ваш герой Портос, мужчина упитанный, а как у вас этим делом?
- У меня в меру разумного. Я с удовольствием еще чуть-чуть бы похудел, но вообще проблем веса как таковых нет. Разумно питаюсь. Просто у меня беспорядочный образ жизни в смысле времени. Я не могу выстроить себе расписание на неделю. В течение недели могу оказаться в разных городах и странах. Поэтому сложно составлять себе план, даже диетический. Но стараюсь не есть вечером, есть полезное, не злоупотреблять. Я, оценивая свой возраст реально, это понимаю – наступают годы, когда надо себя в чем-то ограничивать. Профессия ведь требует от меня физической формы.
- Вы любите поесть? Ваши любимые блюда?
- Думаю, всякий нормальный человек любит поесть вкусненькое. Хочется иногда себе позволить. Я люблю поесть. Иногда возникает желание употребить рыбные продукты, иногда хочется хорошего мяса на гриле, шашлыков. Бывает, нахлынет что-то, хочется именно этого. Это происходит, как и с питьем водки, довольно редко.
- Вы – заядлый курильщик трубок. Какая из ваших трубок любимая?
- Меня все время путают с коллекционером трубок. Я не коллекционирую. У курильщика должно быть 10-15 рабочих трубок. Они должны отдыхать, не перегреваться и так далее. Это целая наука. Я курю трубку уже 30 лет. У меня двенадцать трубок, которые курю постоянно. Среди них есть какая-то наиболее удобная, как мы называем, вкусная трубка. Есть свои нюансы, их трудно объяснить. Когда куришь трубку, ты это понимаешь. Раньше я пополнял набор трубок, покупал где-то, сейчас у нас хорошие магазины появляются, сейчас поостыл и курить стал меньше.
- Что пожелаете нашим читателям?
- Кризисное время дает возможность попробовать себя в разных качествах, попытаться чего-то добиться. Кризис придает дополнительную энергию. Что не делается – все к лучшему. Самообразовываться надо, возможностей много, начиная с Интернета и кончая чем угодно. Вообще, надо относиться к себе критически, надо все время себя подвигать на какие-то поиски. Надо пытаться найти что-то интересное. Это касается всех людей в разных профессиях. Для молодых вообще открывается поле деятельности колоссальное, надо только приложить усилия, энергию, поискать, поинтересоваться. Желаю всем не останавливаться, а двигаться вперед. Кризисное время должно подхлестнуть к этому.
ПРОЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ С ВАЛЕНТИНОМ СМИРНИТСКИМ