«Кармен» для Плисецкой. Скончался композитор Родион Щедрин
Композитор Родион Щедрин. / Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
В возрасте 92 лет ушел из жизни Родион Щедрин — советский и российский композитор, автор произведений, которые исполняли ведущие театры мира. О его смерти сообщили в Большом театре, с которым Щедрин сотрудничал многие годы. В сообщении театра Щедрин назван мировым классиком и величайшим гением современности.
«Родион Щедрин — это уникальное явление и эпоха в жизни мировой музыкальной культуры», — отмечается в сообщении.
Это вовсе не преувеличения. Гением Щедрина называли и при жизни, причем и те, кто и сам отличался недюжинным талантом, например Мстислав Ростропович и Валерий Гергиев. Правда, его восхождение к вершинам композиторского искусства — настоящая цепочка случайностей, которая началась ещё до рождения Щедрина, в конце XIX века. Именно тогда его дед был назначен настоятелем храма в городе Алексине, куда и привез свою большую семью. Дед умер рано, но успел познакомить своих детей с музыкой, а ещё одной посланницей судьбы стала актриса московского Малого театра Вера Пашенная: во время приезда в Алексин она отметила талант отца будущего композитора и взяла на себя расходы по обучению его музыке уже в Москве. Константин Щедрин, по воспоминаниям сына, отличался выдающейся памятью на мелодии и способностью сыграть что угодно и на чем угодно — и Родион Щедрин признавал, что в этом отношении ему до отца очень далеко. И именно отец обучал юного Родиона музыке, а потом отдал в музыкальную школу при Московской консерватории.
Композитор Родион Щедрин за работой. 1968 г. Фото: РИА Новости/ Василий Малышев
Но это случилось в 1941-м, и нормальной учебы не получилось. Началась война, Щедрины уехали в эвакуацию в Куйбышев (сейчас — Самара), где, как рассказывали, 10-летний Родион слушал первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. Сам он об этом случае не вспоминал, да и после возвращения в Москву больше хотел попасть на фронт, а не учиться музыке — однажды его поймали лишь в Кронштадте и вернули родителям, которые одно время собирались отдать его в Нахимовское училище. Но такого поворота в биографии Щедрина не случилось — его приняли в хоровое училище, а после он продолжил учебу в консерватории имени Чайковского, которую окончил по классу композиции и фортепьяно.
Майя Плисецкая с супругом Родионом Щедриным. 1964 г. Фото: РИА Новости/ Еланчук
Тогда и началась та деятельность Щедрина, которую знают все. Начинал он как раз с сочинений для фортепьяно, работал и для кино — его музыка звучит в мультфильмах «Петушок — Золотой гребешок» и «Колобок», в фильмах «Высота» и «Коммунист». В 1960-м он написал свой первый балет — «Конёк-Горбунок», а в 1967-м — одно из своих самых известных произведений, балет «Кармен-сюита» — транскрипцию музыки оперы Бизе.
«Кармен-сюита» появилась на свет не просто так. В 1955-м в гостях у музы Маяковского Лили Брик Щедрин познакомился с балериной Большого театра Майей Плисецкой. Та была на семь лет старше, против неё высказывалась и мать молодого композитора — она работала в Большом и хорошо знала нравы артистов балета; кроме того, вскоре после знакомства Плисецкая вышла замуж за Мариса Лиепу — правда, этот брак продлился лишь несколько месяцев.
Щедрин и Плисецкая всё равно поженились — в 1958-м — и прожили вместе 57 лет, до самой смерти балерины в 2015 году. И именно она первой танцевала написанную мужем «Кармен-сюиту», а после выступала с ней невероятные 350 раз.
Щедрин рассказывал, что его карьера едва не оборвалась в конце 1960-х, когда он отказался подписать письмо в поддержку ввода войск Варшавского договора в Чехословакию. По его словам, остаться в когорте ему помогла приуроченная к столетию Ленина оратория «Ленин в сердце народном», основанная на документальных материалах, — за неё он получил Госпремию. Впрочем, формально он в немилость не попадал — с 1962 года Щедрин был секретарем правления Союза композиторов СССР, в 1973-м стал председателем правления, а в 1981-м ему присвоили и звание народного артиста СССР.
Организацию советских композиторов Щедрин возглавлял до 1990-го, когда добровольно ушел в отставку; позже он был почетным председателем Союза композиторов уже новой России, правда, в эти годы больше писал оперы, а не балеты. И сохранял неофициальный титул лучшего русского композитора.
Дата прощания с Щедриным будет названа позже. Как известно, по завещанию Плисецкой, прах супругов должен быть смешан и развеян над Россией, чтобы они были вместе и после смерти.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.