В интервью aif.ru Юрий Николаевич рассказал, как он сам реагирует, когда ему звонят злоумышленники, почему не планирует больше сниматься в женских образах, какие роли, наоборот, ждет, почему в свое время переехал из Питера в Москву, и чем занимается в свободное время дома, где у него музыкальная студия и столярная мастерская.
«Старики — это наша „Красная книга“»
Мария Позднякова, aif.ru: Юрий Николаевич, у вашего героя — пенсионера Николая Николаевича — в сериале мошенники уводят со счета 3,5 млн руб., которые он получил за продажу квартиры. И вот накануне пришла новость, что ваша коллега, актриса Раиса Рязанова, пострадала от злоумышленников — перевела им 4 млн руб., а потом, поняв, что произошло, слегла с сердцем в больницу.
Юрий Стоянов: Борьбу с мошенниками надо начинать с вопроса, откуда у злоумышленников базы данных на людей. Хочется понять: это «сливают» сами банки, паспортные столы или кто-то еще? Например, у большинства пожилых людей нет соцсетей, которые могли бы мониторить злоумышленники. Я вообще считаю телефонное мошенничество угрозой национальной безопасности. Преступники обижают самую незащищенную часть населения — пенсионеров, стариков, которых, наоборот, надо оберегать и охранять. Они — наша «Красная книга».
Мой герой, потеряв все накопления и крышу над головой, стал искать мошенников не только для того, чтобы вернуть деньги, а для того, чтобы выручить многих других, понять этот механизм и помочь другим не попадаться на эту удочку. В начале пути он человек, который не умеет обращаться ни с одним гаджетом, и кроме кнопочного телефона, больше ничего у него не было. Каков будет прогресс — об этом сериал.
— А вам часто звонят мошенники? Как реагируете?
— Постоянно звонят. Последний раз вообще невероятно было: «Алло, здравствуйте. Это вам звОнит заместитель начальника города Москвы. Потом он сам, видимо, понял, что сказал, и бросил трубку. Это был начинающий «заместитель начальника города Москвы». Обычно я представляюсь колдуном в пятом поколении. Начинаю насылать на них такие проклятия, которые начнут действовать на счет пять. Потом я говорю слово «ключ» и слово «работает» загробным, инфернальным голосом. И только тогда кладу трубку.
— А какой ваш личный совет не попасться на удочку мошенников?
— Мой совет будет тяжелый, из разряда сеющего недоверие — не отвечать ни на один незнакомый номер. Это оградит вас от мошенничества. От ужаса, когда люди, как под гипнозом последние деньги несут злоумышленникам. Причем тайком. Не дают никому вмешаться. Делают эти взносы на некий резервный счет безопасный и тому подобное.
Хотя, увы, с помощью искусственного интеллекта (ИИ) мошенники уже звонят со «знакомых» номеров и притворяются мужьями, женами, детьми....
В этом смысле перспективы не очень веселые впереди. Развитие ИИ дошло до того, что достаточно записать небольшой разговор с молодым человеком для того, чтобы потом сгенерировать его как бы звонок маме о том, что он попал как бы в беду. И ему срочно нужны деньги. Сын позвонит маме. Друг позвонит другу. Муж позвонит жене. А ИИ уже это делает. Звонки в мессенджерах по видео. Так звонят, что камеру вы отключить не можете. Поэтому тут меры нужны очень серьезные. И статьи нужны за это очень серьезные в УК.
«Я с Интернетом на „ты“»
— А вы свою интернет-грамотность за время работы над сериалом повысили?
— Да я и не отставал особо. Я же был режиссером-постановщиком программы «Городок», и переход на цифровые технологии был посередине существования программы. Вместе с режиссером монтажа и остальными я потихонечку интегрировал себя туда. Поэтому с интернетом я на «ты». Ну, и всегда говорю, это же, знаете, как лопата. Лопатой можно дерево посадить, а можно человека убить из-за угла. Смотря, в чьих она руках.
—В фильме ведь есть и второй пласт, хотя, может, он и первый. Когда три поколения — герой, его дочка и внучка — живут каждый в «своем отсеке подводной лодки», а потом наступает понимание друг друга и принятие, когда дедушке уже не надо никуда съезжать. Вот это в каком-то смысле еще круче, чем найти мошенников.
— Парадокс в том, что минус ситуации дает плюс, когда семья людей с абсолютно разными интересами объединяется. Вот это уникальный феномен, единственный плюс того, что произошло с этим человеком. Но это такой очень взаимный процесс, потому что легче всего осуждать молодежь. А ведь мой персонаж пытается понять, пытается жить реалиями, которыми живет молодое поколение. Поэтому внучка для него становится проводником в мир цифровых технологий. Он человек заинтересованный. В нём есть любопытство. Почти детское.
Я для себя называю это историей про хорошего человека. Вот в том советском смысле слова. Он не способен на подлость. Он всегда в человеке ищет хорошее. У него ракурс зрения на происходящее очень интересный, очень непривычный для сегодняшнего дня. Он никогда ничего не видит со знаком минус. Он всегда во всем ищет какой-то плюс. Вот такой вдруг «мамонт». Разные значения есть, но здесь в смысле «ископаемое».
«Не стать приторно-сладким»
— Вам удалось положительного персонажа сделать выпуклым, хотя это сложнее, нежели когда играешь негодяя.
— Самое главное в том, что когда ты играешь положительного персонажа, не стать приторно-сладким и скучным. Мне больше всего нравится, когда люди говорят, что это копия моего дедушки, или это копия моего отца, или это копия моего тестя. Получилась какая-то собирательная история. И я надеюсь, что этот сериал для всех. Потому что эта история с мошенниками, увы, коснулась всех. Нет такой семьи, которую бы эта тема со злоумышленниками обошла..
—Вспоминаю цитату из одного вашего интервью о том, что судьба прежде, чем даст человеку крылья, сломает ему ноги. История обманутого пенсионера, не опустившего руки, тоже в какой-то степени об этом?
— Это знаете, кто сказал? Один мой старый знакомый. Зовут его Чарли Чаплин. Точная цитата: «Жизнь, прежде чем дать человеку крылья, сначала ломает ему ноги». Это цитата универсальная. Я ее и в своей новой книжке «Игра в городки» использую. Еще одна моя любимая цитата авторства Марка Твена: «Жизнь — это комедия, когда смотришь на нее издалека, и трагедия, когда видишь ее вблизи».
«В Москве работа ищет тебя»
— Дочка вашего героя настояла, чтобы из провинции он перебрался поближе к ней в Москву. А где для вас то место, где вы можете укрыться от всего и отдохнуть?
— Ну, когда говорят: «Я в домике», — да? Для меня это в прямом смысле слова маленький домик в Подмосковье на моем небольшом участке, где у меня столярная мастерская. А в полуподвале — музыкальная комната с моими гитарами. Здесь я придумал свою новую, вторую по счету, виниловую пластинку «Селфи». Я сам автор и исполнитель. На гитаре начал играть лет в 10. Потом уже так наловчился, что я ребятам играл, а они мне за это домашнюю работу делали.
— Считается, что артисты не умеют ничего руками делать, а у вас целая столярная мастерская.
— На самом деле, среди артистов людей, у которых руки растут оттуда, откуда надо, больше, чем у представителей других профессий. Я вот навскидку сейчас вспомню Валерия Баринова, Бориса Щербакова.
— А в Москву из Питера давно перебрались?
— Уже много лет живу в столице. Почему? У меня есть фраза, которую я придумал когда-то: в Питере ты ищешь работу, в Москве работа ищет тебя.
«Получалось от любви к женщинам и интереса к ним»
— Вот вы сказали, что сами пишете песни, а ведь ваш любимый композитор — Моцарт, который ассоциируется больше с трагическими нотами. Значит, правда, что каждый комик в душе трагик?
— Желательно, чтобы и комик, и трагик соединялись в одном человеке. Тогда это нормально. Потому что профессия шире, чем просто амплуа. И эмблемой театра являются ведь две маски — трагическая и комическая.
— Современных актеров, успешно выступавших в женском образе, по пальцам пересчитать. В фильмах так вообще Александра Калягина вспомним и Дастина Хоффмана. А вам женские образы на ТВ принесли успех. В будущем есть в мыслях повторить этот эксперимент?
— Нет, я старую бабушку играть не буду. Как я однажды услышал фразу: «Ой, я встретила Любу, она шире, чем выше». Поэтому с этими параметрами женщин я играть не буду. Да, мне выпадали женские роли, которые я играл в силу производственной необходимости. Что я обожал это делать, я бы этого не сказал. Но я знаю, что у меня это получалось. Получалось именно от любви к женщинам и от интереса к ним.
— А в будущем вы все-таки для себя эту дверку открытой оставляете?
— Нет, нет. Закрытой. Она будет открыта только, если это будет уникальная интересная история, которая меня захватит, тогда я это сделаю с удовольствием. Если там будет интересная задача. А так просто тетенек поиграть у меня нет такой цели и никогда не было.
«Мольера бы мог сыграть»
— А какая она, ваша несыгранная роль, о которой вы мечтаете?
— Мечтаешь не о конкретной роли, а обоюдном, интересном сочетании. Чтобы это был потрясающий сценарий, замечательный режиссер, уникальные партнеры и классная роль. Вот это счастье для любого артиста. А кого ты будешь там играть? Академика, космонавта, солдата, профессора, бомжа — не имеет значения. Это совпадение материала, режиссера, коллектива, партнёров и тебя. Вот если это всё срифмуется, вот это и есть счастье актёрское.
— А когда-то ведь вы хотели сыграть актера Павла Луспекаева, чтобы это был фильм о его последнем годе жизни?
— Да, была такая у меня мечта. Но она уже улетела в силу моего возраста. Луспекаеву не было 50, когда его не стало. Мне уже 67. Луспекаев — это грандиозный актер и моя любовь. Единственное, в чем я смог выразить эту любовь — был такой проект на канале «Россия» — «Один в один», где я исполнил песню «Ваше благородие, госпожа удача». Я там без грима — только усы и линзы серые. Но какое невероятное сходство. А чтобы понять, какого масштаба это был актер, наберите в интернете «Павел Луспекаев, „Мертвые души“, телевизионный спектакль Александра Белинского». Вы будете ошарашены, выбиты из колеи этим черно-белым отрывком, которому больше 50 лет.
Судьба у Луспекаева невероятная. Это, возможно, единственный человек в истории медицины, который в последний год своей жизни, а у него были ампутированы ступни ног (из-за обморожения полученного во время войны — прим. ред.), смог соскочить с морфина, на котором сидел по медицинским показаниям. Он испытывал чудовищные страдания, и морфин был обезболивающим. И вот он самостоятельно от него отказался. Испытывая чудовищные страдания, он снимался в «Белом солнце пустыни»... Видите, роли, они уходят. Я так подозреваю, что и Король Лир был намного младше меня. Мольера бы мог сыграть, но нет предложений.
Пирог с сюрпризом
— Пусть роли, которые вас порадуют, обязательно появятся в Новом Году!
— Когда у тебя есть уважение зрителей, которое они тебе подарили, важно этот ресурс не растерять, а подтверждать хорошими фильмами, чтобы не обманывать людей. Но не все зависит от меня. Поэтому главное — хочется сниматься так, чтобы не было стыдно перед людьми и перед собой.
— Сериал, который идет с вашим участием, закончится как раз накануне Нового Года. И в нем, кстати, ощущается эта новогодняя атмосфера. Зимняя красивая Москва. Вы как-то сказали, что основа актера — его детские впечатления. Вот ваши самые яркие детские впечатления о Новом Годе? У вас ведь он был у «самого синего моря».
Вы удивитесь, что в Одессе моего детства даже заливали катки. Море замерзало иногда на 10 км — туда, до горизонта. И замерзало по мере того, как накатывали волны. Иногда эти волны-глыбы были высотой с дом. И елка, конечно, в доме была, но до 7-8 лет я не помню, как мы отмечали Новый год. В память врезается всегда Рождество, как самый вкусный праздник для меня. Мы вспоминаем, как при Советском Союзе было: в магазине ничего, а на столе все. Потому что все жили с рынка, с «Привоза» (рынок в Одессе — прим. ред. ) И такие были всякие очень любимые в Одессе продукты: килечка малосольная, разная копченая рыба. И болгарские блюда. Поскольку папина вся родня по отцовской линии — все были болгары этнические, родились в России. Это из 19 века вся история тянется. И вот были потрясающие болгарские блюда — безумно вкусные. А на ёлке что было? Очень многие украшения были не на ниточке, а на прищепках. Помню оловянных солдатиков, птички, машинки, звездочку, из ваты Деда Мороза. А на веревочке на ветки вешали, в основном, мандарины и конфетки. А когда делали дома болгарскую баницу — такой слоеный пирог из сладкого творога и тонких коржей теста, то туда прятали всякие символы-предсказания: монетку (к деньгам), бумажку со словом «любовь» и др. Подозреваю, что делалось это еще и для того, чтобы мы, зная о скрытых в пироге сюрпризах, осторожно его ели, а не уничтожали за пару минут.