Ошеломляющий успех выставок - сперва Серова, а теперь и Айвазовского в Третьяковке на Крымском валу - подтверждает эволюцию настроений россиян. И не только художественных. Но почему после великого Серова Третьяковка выбрала именно Айвазовского?
С Серовым всё понятно: гениальный художник, одна из витрин русского художественного наследия. Великий портретист, отобразивший в лицах не только особый тип русской интеллигенции, но и (через лица) состояние эпохи, особенности интеллектуальной жизни России.
Об Айвазовском не говорили при жизни, что он гений. Да, талант, да, нашёл свой стиль и свою тему, да, 125 только прижизненных персональных выставок. Но в нём больше мастеровитости, чем художественного одухотворения. Это признавали такие знатоки русского искусства, как Стасов и Крамской.
Скептическое отношение демократической русской общественности к творчеству Айвазовского объяснимо. Художник не соответствовал доминировавшей тогда тенденции народолюбия. В его картинах нет ни преклонения перед русской деревней, ни умиления русским мужиком, ни критики «свинцовых мерзостей» царской России. На полотнах Айвазовского за редким исключением только море и приморская благодать. Он, в отличие от передвижников, умилял, а не возмущал сознание. Айвазовский не оценён и сегодняшним художественным рынком. В чём же секрет нынешнего успеха у публики? Если она способна простоять час-два в очереди, значит, за этим что-то стоит.
Подводные течения
На выставку на Крымском Валу я попал со второго раза, отстояв минут 40 в очереди. Зато, разговаривая с соседями по «стоянию», имел возможность провести небольшое социологическое исследование. Спрашивал: «Почему вы пришли на Айвазовского?» Мало кто говорил, что хотел посмотреть полотна великого художника. Отвечали примерно так: захотелось отдохнуть, отвлечься от заморочек жизни.
Можно, конечно, иронизировать по поводу успеха выставки Айвазовского. Дескать, людей, лишённых возможности поехать на отдых в Турцию и Египет, потянуло к нарисованному морю, к нарисованной благодати. Но дело не только в этом. Людям хочется морского воздуха без запаха танковой гари.
А ведь не проходит и дня, чтобы нам не объявили о нарастании военно-политической угрозы по всему периметру России. Каждый божий день нам объявляют о новых манёврах, сухопутных, воздушных и морских учениях, о неожиданных проверках боевой готовности, о массированных перемещениях войск, об испытаниях нового оружия, о выходе наших кораблей в моря и океаны... Мало военных учений? Так пожалуйте на танковый биатлон!
Айвазовский без моря. 10 городских пейзажей знаменитого мариниста
Дожить до победы?
На днях спросил приехавшего из Франции приятеля-журналиста: а как у французов с военными манёврами? «Я что-то о таких и не слышал», - ответил он. Понятно, что учения и испытания оружия проходят и во Франции, и в Англии, и в Германии. Но там это делают тихо, без пропагандистского шума. Действия правительства по усилению обороноспособности не выплёскиваются каждый день на экраны и газетные полосы. У нас же складывается впечатление, что Россия уже находится в состоянии войны. Нас так приучили к военной тематике, что сегодня уже никого не удивляют даже разговоры о возможности ядерной войны. О ней как о «новой реальности» рассуждают политики, депутаты, аналитики. Одна из читательниц «Аргументов и фактов» (не знаю, в здравом уме или нет) написала в газету: «Каждый день говорят о войне. Скорее бы уж началось. Хочу дожить до победы».
В белом кителе
А ведь ещё несколько лет назад такое невозможно было представить. Идёт не просто банализация войны - война преподносится телезрителям в искажённом, одномерном состоянии. Война - это победа, война - это подвиг, война - это героизм солдат и мудрость вождей. И лучшее, что может сделать русский человек, - это геройски погибнуть на войне. Затушёвывается главное содержание войны: это трагедия страны и народа, это гибель и страдания миллионов людей, это разруха и десятилетия послевоенного «восстановления народного хозяйства».
Участники и свидетели Великой Отечественной войны уходят из жизни. Страна провожает в последний путь последних ветеранов. Тех, кто видел гибель товарищей, слёзы солдатских вдов, участь детей, оставшихся без отцов. Новые поколения россиян черпают представления о войне из советских военных фильмов, героизирующих войну. Для людей, выросших в условиях советской пропаганды, война - это «Падение Берлина», это товарищ Сталин в белом кителе генералиссимуса, это маршал Жуков, принимающий парад на Красной площади. О солдатской правде войны телевидение вспоминает всё реже и реже.
* * *
Массовый поход на выставку Айвазовского - это одна из реакций на всё более военизированное сознание, на нарастание агрессии в обществе. Люди устали от этого. Им хочется молитвы о мире, а не молитвы о войне. Им хочется мирного моря, воздуха без гари, а не «спуска подводной лодки с новым поколением ракет».
Третьяковка очень чутко уловила это настроение. И очень бы хотелось, чтобы «урок умиротворения по Айвазовскому» прошла не только культурная общественность, но и политическое, военное и информационное руководство страны.