В 1970-х и 1980-х годах целая плеяда режиссеров оказались настоящими творцами новых миров. Джордж Лукас придумал «Звездные войны», Джеймс Кэмерон — «Терминатора», Фрэнсис Форд Коппола задал моду на итальянскую мафию в США, Сильвестр Сталлоне завел себе Рэмбо и Рокки, а Арнольд Шварценеггер превратился в самостоятельный бренд. В эту когорту американцев с самыми разными корнями затесался и британец Ридли Скотт, который создавал новые миры на самом разном материале, бросал их — и снова возвращался к старым темам, чтобы разочаровать своих поклонников. Но любят его не только за «Чужого» или «Бегущего по лезвию», хотя фанатов этих фильмов Скотта великое множество.
«Дуэлянты», 1977
Свой первый полнометражный фильм Ридли Скотт выпустил к собственному сорокалетию, но его было сложно назвать новичком в кинематографе. Он родился 30 ноября 1937 года, учился в Королевском колледже искусств в Лондоне, а в начале 1960-х Скотт пришел на телеканал «Би-би-си» — художником-декоратором. Работа не слишком заметная, но именно Скотт мог бы быть дизайнером инопланетных далеков в сериале «Доктор Кто» — но он тогда отказался от этого предложения из-за занятости на других проектах. Вскоре он окончил режиссерские курсы, сам снимал отдельные эпизоды различных телешоу, в конце 60-х вместе с братом — Тони Скотт тоже станет известным режиссером — занялся рекламой и добился в этом значительных успехов. И любопытно, что его дебют в большом кино не был фантастикой — «Дуэлянты» — это экранизация исторического романа Джозефа Конрада о двух французских офицерах, которые постоянно сражались не только за Наполеона, но и за свою честь на многочисленных дуэлях. Фильм был отобран в конкурс Каннского кинофестиваля и получил там приз — за лучшую первую работу режиссера.
«Чужой», 1979
Скотт, разумеется, не придумывал Чужого и историю экипажа корабля «Ностромо» — он пришел на готовый проект, у которого был сценарий, написанный Дэном О'Бэнноном. Но часть решений, которые определили лицо фильма, были приняты именно режиссером — например, по некоторым данным, именно он сделал главного героя женщиной. В то время такой подход был достаточно революционным, но он сработал, а уорент-офицер Эллен Рипли (ее сыграла актриса Сигурни Уивер) стала одним из самых известных персонажей в кинофантастике. Сборы «Чужого» превысили бюджет в десять раз — выручка составила $102 млн; он был номинирован на несколько престижных наград и выиграл «Оскар» за визуальные эффекты. И еще после этой работы Ридли Скотт стал считаться одним из ведущих специалистов по космической фантастике.
«Гладиатор», 2000
Такое реноме Скотт подтвердил уже своим следующим фильмом — «Бегущий по лезвию» стал классикой кинофантастики. Но вот с финансовой точки зрения его карьера сопровождалась многолетними кассовыми провалами — тот же «Бегущий...», фэнтезийная «Легенда», достаточно масштабный исторический проект «1492: Завоевание рая» или «Солдат Джейн» не оправдали вложенных в них денег. И лишь на стыке двух тысячелетий Скотту удалось «выстрелить». Историческая драма про времена римских императоров собрала в прокате $460 млн и получила 5 «Оскаров». Критики заговорили о возрождении жанра «меч и сандалии» — это было не совсем верно, но для Ридли Скотта успех картины открывал возможность и дальше продолжать свои эксперименты.
«Марсианин», 2015
Правда, эксперименты эти опять же регулярно заканчивались провалами. Зрители не приняли большой эпик о крестовых походах «Царство небесное», не слишком понравилась им и новая версия легенды, показанная в фильме «Робин Гуд». Возвращение Скотта во вселенную «Чужого» с помощью приквела под названием «Прометей» тоже было воспринято скептически, хотя формально фильм и оправдал свой бюджет. «Исход: Цари и боги» тоже оказались недостаточно развлекательным зрелищем. И лишь с помощью «Марсианина» режиссер в очередной раз сорвал банк — экранизация книги Энди Вейера стала одним из лучших релизов 2015 года и получила семь номинаций на «Оскар» (правда, ни в одной не выиграла).
«Последняя дуэль», 2021
Вообще, Скотт много лет словно пытался превратить свои ранние удачные работы в большие франшизы. Например, он еще на стадии производства долго возился с фильмом «Бегущий по лезвию», но лишь в 2007-м выпустил финальную версию этой картины, которая, видимо, его устроила. Зато он сделал два приквела «Чужого» (добавив к «Прометею» еще более провальный «Чужой: Завет») и был продюсером фильма «Бегущий по лезвию 2049». А его оригинальные проекты ждала нелегкая прокатная судьба — они были выпущены в самый разгар пандемии коронавируса и много заработать не могли по определению. Впрочем, «Дом Gucci» про убийство знаменитого дизайнера оказался весьма любопытным проектом, который был снят совсем не в духе Скотта. А вот «Последнюю дуэль» режиссер делал, словно закольцовывая свою карьеру — но этот фильм оказался совсем невостребованным и при 100-миллионом бюджете собрал в кинотеатрах всего $30 млн. Это, конечно, не означает, что 85-летний режиссер собирается оставлять профессию. У него в разработке находится несколько фильмов, один из которых может повторить успех «Гладиатора» — это «Наполеон» со всем тем же Хоакином Фениксом в роли французского императора.