В советском кино было не так много режиссеров, которым удавалось погрузить зрителей в сказочный мир. Александр Роу, Илья Фрэз, Михаил Юзовский снимали фильмы и по старым сказкам, и по новым книгам, для детей и про детей, на их творчестве выросло не одно поколение советских граждан. Одним из самых известных «сказочных» советских режиссеров был Александр Птушко.
Его фильмы были определенными вехами в отечественном кинематографе, будь то мультфильм «Властелин быта» (первый звуковой объемный мультфильм) или «Новый Гулливер», в котором куклы действовали наравне с актерами-людьми.
Наработанный Птушко опыт сделал его одним из ведущих мастеров комбинированных съемок в СССР. Он, например, делал спецэффекты для фильмов «Дети капитана Гранта» (1936) и «Вий» (1967, он также был худруком и доснимал ленту), а также для многих картин, выпущенных в годы Великой Отечественной войны. Еще до войны он начал снимать сказки по классическим сюжетам: первой стала картина «Буратино», в которой тоже была живая кукла. Ну а после войны Птушко развернулся: в его фильмах на основе сказок и современных книг появился цвет, они стали яркими и вошли в золотой фонд отечественного кино.
«Каменный цветок», 1946 год
Фильм по уральским сказам Петра Бажова и сегодня выглядит впечатляюще: он был цветным (сразу после войны!), в нём Птушко сумел передать богатство пещеры Хозяйки Медной горы (её сыграла Тамара Макарова) и трудный путь Катеньки, невесты Данилы-мастера (Владимир Дружников), к своему суженому. Для Дружникова, одного из самых популярных актеров 1940-х, это была одна из первых ролей в кино.
Читайте также: В кино — с улицы. Почему в Тамару Макарову был влюблён весь Союз
«Садко», 1952 год.
Вольная экранизация былин новгородского цикла, героем которых был Садко — гусляр, который сумел угодить морскому царю, разбогатеть и стать купцом. В фильме показывают путешествие Садко в дальние страны, его приключения на дне морском. Всё это, разумеется, было снято с использованием спецэффектов и производило на юных зрителей волшебное впечатление. Главную роль исполнил Сергей Столяров, который и до этого играл в различных советских сказках («Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный»), а уже в конце карьеры исполнил роль Дара Ветера в «Туманности Андромеды».
«Илья Муромец», 1956 год.
Новый эксперимент Птушко. Это был первый отечественный широкоформатный фильм со стереозвуком. Эксперименты на этом не закончились: в фильме широко применялись различные приемы комбинированных съемок, позволивших, например, снять нашествие тугарской орды численностью в сто тысяч человек. Столько статистов, разумеется, у Птушко не было: обошлись зеркалами и множественной экспозицией, когда кадр «появляется» по частям. В роли Ильи Муромца снялся Борис Андреев, а Столяров появился и в этой сказке: он сыграл Алешу Поповича.
Читайте также: Илья Муромец с характером. Как Борис Андреев свою правду отстаивал
«Алые паруса», 1961 год.
Экранизация одноимённой повести Александра Грина, возможно, не совсем передавала дух литературного оригинала, но очень достоверно воспроизводила классический сюжет о Золушке, которая дождалась своего принца. На главную роль была выбрана 15-летняя Анастасия Вертинская (в том же году она снялась в еще одной сказке — фантастическом фильме «Человек-амфибия»), а красавца-капитана шхуны с алыми парусами сыграл уже известный актер Василий Лановой. Несмотря на критику современников, «Алые паруса» до сих пор входят в золотой фонд советского кино.
«Сказка о потерянном времени», 1964 год.
«Но если ты в дупло залез — перед тобой волшебный лес!» Эту считалку-заклинание из экранизации сказки Евгения Шварца помнят, наверное, все, кто вырос в СССР. История о четырех школьниках, которые прогуливали уроки, а потом вступили в схватку со злыми волшебниками за свое потерянное время, была необычайно популярна. Экранизацию собиралась снимать Тамара Лисициан (в 1970-е она поставит две известные сказки: «Чиполлино» и «Волшебный голос Джельсомино»), но в последний момент фильм был отдан Птушко, для которого «Сказка о потерянном времени» оказалась единственной картиной о современности.
«Сказка о царе Салтане», 1968 год.
Сказку Пушкина уже экранизировали: в 1943 году вышел одноименный мультфильм. Но Птушко сделал примерно то, что сейчас делает компания Disney со своей классической анимацией: переснял тот же сюжет с живыми актерами. Главную роль — князя Гвидона — исполнил популярный советский актер Олег Видов. Для него она стала одной из немногих главных ролей в кино. Правда, слава настигнет Видова чуть позже: после выхода «Всадника без головы».
Читайцте также: Вдова Олега Видова: «Он устал от лжи, от системы, от кинобюрократов»
«Руслан и Людмила», 1972 год.
Лебединая песня Александра Птушко, его последний фильм и вершина его творчества. Снова Пушкин, снова множество спецэффектов и чудесно рассказанная история. В принципе, оглядываясь на творчество Птушко, особенно позднее, поневоле задумываешься: если бы он увлекался не сказками, а, например, фантастикой, не могли бы «Звездные войны» появиться лет на десять раньше и не в Голливуде, а в СССР? Хотя Птушко собирался снимать и дальше, из-за болезни он не смог реализовать свои планы: режиссер скончался в Москве в 1973 году.