Примерное время чтения: 9 минут
6421

«Пропал мальчик!» Как Михалков Данелию спас и по Москве прошагал

Сюжет Наше старое кино
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве», 1963 г.
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве», 1963 г.

60 лет назад, летом 1963 года, начались съемки фильма, который спустя годы назовут культовым. Лирическую комедию «Я шагаю по Москве» по воздействию на зрителя можно сравнить с антидепрессантом, только в отличие от синтетических лекарств это натуральное средство побочек не дает, а дарит то самое чувство легкости бытия, которое у каждого было в детстве и юности и которое очень хочется вернуть хотя бы на час.

Режиссер картины Георгий Данелия вспоминал, что идею фильма придумал его друг, поэт и сценарист Геннадий Шпаликов. Он пришел к нему в гости с бутылкой шампанского и нарисовал двумя предложениями киноэпизод: «Дождь, по улице идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, едет за девушкой и держит над ней зонтик...» Данелия поинтересовался, что же будет дальше, на что Шпаликов махнул рукой: «Придумаем!» И они написали сценарий «в две руки».

Как Данелия подходящие ноги искал

Сцена с дождем, с которой все началось, в итоге перекочевала в конец картины. Причем сыграли в ней две актрисы и одна журналистка. Первую актрису сняли, как она шла под дождем. На следующий день должны были быть съемки крупного плана — лица, но актриса по неизвестной причине на съемочную площадку не явилась. Пришлось снимать крупный план с другой девушкой, но и она не могла пробыть на площадке весь день, ей нужно было торопиться на экзамен в институт. А ведь оставались еще съемки крупным планом босых ног. Данелия и тут нашел выход. Уговорил журналистку, которая в тот день брала у него интервью, пройтись босиком по асфальту.

«Дождь» на площадке обеспечивала поливочная машина. В ходе съемок промокли не только актеры, но и сам Данелия. К вечеру третьего «мокрого» съемочного дня режиссера уже начал пробивать озноб. «Я на съемках промок и замерз. Завезли на студийной машине домой Никиту (Никита Михалков, исполнитель главной роли — Ред.), и я у него попросил: „Вынеси мне грамм сто водки, а то простужусь!“ — вспоминал позже Данелия. — Никита вынес от души — полный стакан. Через несколько дней его папа, Сергей Владимирович, мне сказал: „Лежу, засыпаю. Вдруг на цыпочках входит мой ребенок, открывает бар, достает водку, наливает полный стакан и уходит... Я в ужасе: пропал мальчик, по ночам стаканами водку пьет!“» А он на самом деле спас и режиссера, и картину.

Как Стеблов неожиданно прославился

Исполнителя главного героя фильма — Коли — нашли быстро. 17-летнего Никиту Михалкова на эту роль предложил сценарист Шпаликов. Он дружил со старшим братом Никиты Андреем Кончаловским, так они и познакомились.

На роль Саши помощники Данелии пригласили студента одного из театральных вузов. Его утвердили и даже успели побрить наголо (по сюжету Сашу забирают в армию, а перед этим он успевает сыграть свадьбу). Но сыграл Сашу в итоге другой студент — Евгений Стеблов. Для него это стало ярким кинодебютом, собственно, как и для Михалкова, у которого это была первая главная роль. Свою первую запомнившуюся зрителям роль в фильме сыграл и Владимир Басов. Его персонаж — полотер — изображал хозяина квартиры, знаменитого писателя.

К слову, изначально фильм назывался «Верзилы». Если кратко описать сюжет — это один день из жизни трех товарищей и девушки, которых свели вместе обстоятельства.

«Алиби» для героев

Профессии героев были выбраны под воздействием цензурных ограничений. Дело в том, что молодые люди весь день ходят по Москве, и это вызвало негодование чиновников от кино: получается, молодые люди не работают? Героям нужно было придумать «алиби». Так балагур Колька оказался метростроевцем, который возвращался после ночной смены, поэтому днем был свободен. Сибиряк Володя Ермаков (Алексей Локтев) — монтажник и начинающий писатель, оказавшийся в Москве проездом. Поэтому и у него выдался свободный день. А персонаж Стеблова готовился уйти в армию, а перед этим ему надо было срочно сыграть свадьбу, для чего он с друзьями и отправился в ГУМ для покупки костюма.

В ГУМе молодые люди заходят в музыкальный отдел, где работает Алена (Галина Польских), она продает пластинки. На роль Алены сначала хотели пригласить Наталью Селезневу, но Данелия сделал выбор в пользу Польских. Сестру Кольки Катю сыграла Ирина Мирошниченко, она в тот момент училась в театральном вузе. По правилам студентам требовалось брать на съемки специальное разрешение в деканате. Давалось оно редко, существовало негласное правило — сначала отучитесь, затем снимайтесь. Мирошниченко же пришла на пробы без спроса, а когда ее утвердили, решила сниматься на свой страх и риск, сочтя, что картину не заметят ее преподаватели. Она не предполагала, что «Я шагаю по Москве» ждет оглушительный успех. К счастью, отчисление из института Мирошниченко заменили на строгий выговор.

Злая собака и бабушка во фланелевом платочке

Рабочие профессии героев смотрелись на экране вполне органично, чего не скажешь об эпизоде в церкви, который очень сильно выбивается из общего ряда картины. Верующие в храме изображены карикатурно. Пионер, который дважды отказывается даже приблизиться к храму. Злая собака, которую выгуливала бабушка во фланелевом платочке и которую Колька искал в церкви. Все эти «штрихи» понадобились создателям, чтобы угодить «духу времени». С одной стороны, на дворе была «хрущевская оттепель», когда рухнули многие прежние ограничения. С другой — это совсем не касалось атеистической пропаганды. При Хрущеве, который грозился «показать по телевизору последнего попа», она, наоборот, только усилилась, и церкви вновь начали рушить.

Красная площадь.
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве», 1963 г.

Фильм, как сказали бы сегодня, снимали в различных московских локациях. Картина стала киноэнциклопедией центра Москвы середины 60-х гг. Зритель увидит там Красную площадь, по которой еще ездили автомашины, Чистопрудный бульвар, парк культуры и отдыха им. Горького. А в ГУМе буквально до тех времен, когда начались съемки, размещались не только магазины, но и коммунальные квартиры и конторы различных организаций.

Во время правления Хрущева ГУМ превратили в торговую витрину СССР — коммуналки расселили, конторы перевели. В здании сделали ремонт. А вскоре в новом, «с иголочки» ГУМе прошли съемки фильма.

Кадр из фильма «Я шагаю по Москве», 1963 г.

«Пиши песню, иначе аванс не получишь!»

Песня «Я шагаю по Москве», благодаря которой фильм и получил свое название, была создана ближе к концу съемок.

Сначала появилась музыка талантливого композитора Андрея Петрова. Слова Данелия ждал от Шпаликова, но тот «тянул резину». Режиссер и здесь нашел выход. Когда Шпаликов появился в день аванса, который причитался ему за картину, Данелия вел съемку на крыше здания напротив памятника Маяковскому. Съемочная группа ждала закат. Режиссер, увидев Шпаликова, прямо с крыши в мегафон прокричал, чтобы поэт, не сходя с места, написал текст, иначе денег не получит.

Шпаликову очень пригодился его талант сочинять быстро. Он с земли строфу за строфой кричал Данелии песню, которую потом будут петь миллионы: «А я иду, шагаю по Москве...». Предполагалось, что петь ее будет Евгений Стеблов, но первым исполнителем стал Никита Михалков.

Когда фильм принимала комиссия, как это было заведено в СССР, режиссеру поставили в упрек, что он «слишком оптимистичный» и вообще непонятно, о чем картина. «О хороших людях», — ответил Данелия.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах