Примерное время чтения: 6 минут
1480

По системе «свой – чужой». Во сколько обошлась первая картина Михалкова?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Команда её молодости. Александре Пахмутовой — 95 06/11/2024 Сюжет Наше старое кино
Юрий Богатырев и Никита Михалков в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 г.
Юрий Богатырев и Никита Михалков в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 г. Кадр из фильма

«В этой картине мы как бы доказывали, что всё умеем. Она поэтому так перенасыщена всякими трюками, пластическими поворотами… Это был единственный раз в жизни, когда я писал роль для себя».

Так Никита Михалков говорил о фильме  «Свой среди чужих, чужой среди своих», ставшем его режиссёрским дебютом. Лента вышла на экраны страны 50 лет назад, в ноябре 1974-го.

Снявшись в нескольких картинах и проснувшись звездой после премьеры «Я шагаю по Москве», Михалков ещё студентом ВГИКа решил делать «полный метр». Только подходящую историю никак не мог найти. Пока не прочитал в «Науке и жизни» заметку про Деминский золотой рудник в Сибири. Намытое золото большевики отправили в Москву, в пути на поезд напали белогвардейцы, золото переходило из рук в руки, и наконец его отбили чекисты. В 1959-м на экране уже было нечто подобное – «Золотой эшелон». Но общего с ним у Михалкова было только золото.

Повестка режиссёра 

Полвека прошло, а «Свой среди чужих, чужой среди своих» (название в процессе производства не раз менялось) продолжают смотреть и пересматривать, диалоги цитировать, саундтреком восхищаться. А ведь мало что предвещало ленте столь долгую жизнь. Начиная с того обстоятельства, что режиссёр-дебютант пригласил без проб актёров, которым было ещё далеко до популярности. 

Писать сценарий Михалков взялся с Эдуардом Володар­ским, которого знал по компании брата Андрона. Видимо, уже тогда понимая, что качественная сценарная основа – половина (если не больше) успеха. А единомышленниками его на долгие годы стали оператор Павел Лебешев, художник Александр Адабашьян и композитор Эдуард Артемьев.

Сценарно-редакционная коллегия отметила: «Фильм – откровенно коммерческий, но интересный». И спустя несколько дней после одобрения заявки четвёрка Лебешев – Адабашьян – Володарский – Михалков отправилась в Гагры. Совмещать приятное с полезным. Правда, писал там только Володарский. По возвращении в Москву на него навалились проблемы, в том числе болезнь жены. Михалков же занялся дипломной короткометражкой. Сроки сдачи сценария переносились, сам он уже мало напоминал первоначальные «Полмиллиона вплавь, пешком и волоком» и «Красное золото». Однако начать снимать 27-летнему Михалкову не позволила повестка из военкомата. Хоть за него просили и Сергей Бондарчук, и директор «Мосфильма», тот отправился служить на Дальний Восток.

Фото: АиФ

ЧП, ЧП и снова ЧП 

После демобилизации в 1973 году он вернулся к работе. Но на площадке то и дело происходили ЧП. Однажды, когда оркестр заиграл марш, запряжённые в тачанку кони рванули так, что оператор Лебешев не успел отскочить. Получил удар в грудь. Но в итоге обошлось. 

Во время съёмок на горной реке Аргун (с температурой воды +3°С) спасатели стали проверять место, куда должен падать с высоты 12 метров Каюм (Райкин), одного из них засосало под скалу водоворотом. Спасли. Но и Райкин потом оказался на волосок от гибели. Хоть и в другом месте реки. 

Но трагедия всё же случилась. Работника-маляра, выпившего лишнего, погрузили в автобус – мол, пока доедет до площадки, проспится. В салоне были пакля, мешковина, канистры с бензином. Маляр решил закурить, погиб в огне.

В дополнение ко всему на Терском перевале у группы была украдена тачанка, а на станции Петропавловская после съёмочного дня были «забыты» пять солдат с лошадями. Взятые напрокат в совхозе папки с важной документацией пропали...

Пришлось устраивать собрание, чтобы попытаться избавиться от горе-директора и его замов. Как сказал тогда игравший Сарычева Солоницын: «Энтузиазм съёмочной группы поражает, но работа админист­ративной группы на грани преступления... Вместо работы я всё время занят борьбой за сущест­вование».

Когда съёмки закончились, в студии при записи музыки сломалась аппаратура. После ремонта заболел инженер записи. Сроки сдачи фильма срывались, на режиссёра давили сверху. Не выдержав, Михалков написал директору «Мосфильма»: «Лишняя нер­возность не может ускорить процесс сдачи картины и уж тем более не способствует качеству работы».

В итоге фильму была дана 1-я категория по оплате. А вот в прокате 1975 года особого успеха он не имел, заняв лишь 22-е место (23,7 млн зрителей). Лидерами в тот год стали «Афоня» (62,3 млн), «Любовь земная» (50,9 млн), «Они сражались за Родину» (40,6 млн).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах