Примерное время чтения: 6 минут
1543

Печерникову и Тихонова «поженили». Тайны фильма «Доживем до понедельника»

Сюжет Наше старое кино
«Доживем до понедельника», 1968 г.
«Доживем до понедельника», 1968 г. Кадр из фильма

55 лет назад, 28 октября 1968 года, на экраны страны вышел двухсерийный черно-белый фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника».

Aif.ru собрал любопытные факты о картине, которая и сегодня смотрится на одном дыхании. Хотя изменились и страна, и школьники, и учителя…

Тему объявили опасной

Узнав, что Ростоцкий решил снимать фильм о сомневающемся в себе и своих педагогических методах учителе, начальники Госкино объявили тему опасной и написали «кляузу» в Минкульт с требованием запретить съемки. Но директор киностудии им. Горького Бритиков взял ответственность на себя и разрешил снимать. Хотя в любой момент процесс мог быть остановлен.

Возможно, еще и поэтому снят фильм был в рекордные сроки — за 3,5 месяца. Съемки проходили в новой московской школе № 234 (сейчас Первый Московский образовательный комплекс) по адресу ул. Тихомирова, д. 10 (район Северное Медведково тогда только застраивался). Снимали картину в основном во внеурочное время. Ученики этой школы в массовых сценах не участвовали — привозили других. Тем более что многие сцены снимались в павильоне.

Когда по сюжету за окном школы шел дождь, ее поливали из пожарных шлангов. Сердобольный директор — ветеран войны с протезом вместо ноги — очень переживал за здание: школа-то была совсем новая.

За Тихонова пришлось бороться

В картине снимались несколько дебютантов (без учета эпизодников): Ольга Остроумова (Рита Черкасова), Роза Григорьева (комсорг Света Демидова), Аркадий Листаров (Вова Левиков), Нина Емельянова (учительница 1 «А» Таисия Николаевна), Александр Барский (Санёк), Людмила Архарова (Надя Огарышева).

Для Розы Григорьевой лента стала единственной в кинокарьере. У некоторых актеров в фильмографии — лишь две картины. Для студента Игоря Старыгина (Костя Батищев) фильм Ростоцкого стал вторым. Но Костя Батищев — его первая заметная роль.

За Вячеслава Тихонова (историк Илья Семенович) режиссеру пришлось бороться. Сначала противился сценарист Григорий Полонский (для него, учившегося на Высших сценарных курсах, работа была дипломной). Он видел в роли Мельникова («человека с историей, фронтовика) Бориса Бабочкина или Зиновия Гердта. Тихонов, по его мнению, был слишком красив, интеллигентен и благополучен. К тому же моложе героя. Убедив Полонского, что здесь нужен только Тихонов, Ростоцкий принялся уговаривать актера, который после Андрея Болконского (фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука) хотел даже уходить из профессии — исполнением своим он был крайне недоволен. Роль Мельникова же казалась ему мелкой и безликой. Режиссер прибегнул к крайней мере: «Если ты мне друг — будешь играть!» И она сработала.

Вместо неизвестной тогда Ирины Печерниковой («англичанка» Наталья Сергеевна) могли сыграть Светлана Светличная или Валентина Шендрикова. Но и Печерникову роль поначалу не вдохновила. Она предполагала, что получится «типичная идеологическая ерунда». Тем не менее согласилась. Хотя сниматься с Тихоновым, в которого была влюблена вся страна (Печерникова — в том числе), было сложно. А иные репетиции с классом заканчивались слезами актрисы.  

Печерникова снималась в парике, так как носила длинные волосы. Старыгин играл в модной куртке Ростоцкого, которую тот привез из Канады. Джинсы ему мастерицы сшили из куска обнаруженной где-то на студии японской ткани, приделав лейблы и заклепки. Нине Меньшиковой пришлось смириться с ужасным пучком на голове. А Юрий Чернов вынужден был «состаривать» школьную форму и портфель, играя им, словно мячом, в футбол.

«Доживем до понедельника» — единственная работа Ростоцкого, в которой он снял жену Нину Меньшикову («русичка» и завуч Светлана Михайловна). Пробы она проходила наравне с другими и убедила мужа, что справится. Но в процессе съемок намучилась: он требовал с нее больше, чем с остальных, ему казалось, что она играет неважно. В итоге эта роль стала одной из лучших в карьере актрисы. 

Зал скандировал «Молодцы!»

Когда картина была снята, из Госкино пришла бумага, где было написано, что «главной ошибкой Киностудии им. Горького является запуск в производство фильма „Доживем до понедельника“».

Через день после того, как готовую картину отвезли в Комитет по кинематографии при Совмине СССР, режиссера вызвал председатель комитета Алексей Романов: «Ростоцкий! Вы сделали хороший фильм!.. Но вы же понимаете, что это — совершенно невозможно!..» После длительной беседы Романов предложил внести в ленту 28 поправок. Как признавался потом Ростоцкий, «если бы я действительно их внес, картины попросту не было бы». Согласился на три — остальное отбил.

Фильм первым делом показали на съезде учителей. Сначала зал холодно принимал картину, но в финале педагоги стоя скандировали, как на хоккейном матче: «Мо-лод-цы!»

По опросу журнала «Советский экран», «Доживем до понедельника» был признан лучшим фильмом 1968 года. В 1969-м картина получила Гран-при Московского кинофестиваля. В 1970-м — удостоена Государственной премии СССР.

После выхода картины Ольга Остроумова, Игорь Старыгин и Ирина Печерникова проснулись звездами. Ирину к тому же долго считали женой Вячеслава Тихонова.

«Журавлиная песня» (музыка Кирилла Молчанова, стихи Георгия Полонского), звучащая в картине, стала школьным вальсом многих поколений учащихся и с 1972 года часто исполнялась детскими хорами.

Для школы № 234 фраза из фильма «Счастье — это когда тебя понимают!» стала девизом. Позже в школе был создан музей, посвященный картине «Доживем до понедельника». Здесь хранятся старые школьные альбомы, чернильницы, на стенах — цитаты и кадры из фильма. А на большом экране можно посмотреть саму картину.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах