В СССР не было не только секса, как утверждала участница одного из перестроечных телемостов, но и ужасов. Где-то за океаном режиссеры придумывали жизнь и приключения «Зловещих мертвецов», разбирались, так ли страшна «Пятница, 13» и что таят в себе «Кошмары на улице Вязов». Советские же кинематографисты в сторону этого жанра почти не смотрели вплоть до середины 80-х, да и после начала горбачевской перестройки с экранными ужасами в нашей стране дела обстояли так себе. Впрочем, несколько фильмов всё-таки были сняты, а спустя годы они даже были отнесены к ужастикам — хотя часть из них скорее проходит по разряду мистики.
Снимались в этих фильмах — как и почти во всех других работах советских режиссеров — настоящие звезды. Правда, для кого-то из них роль в фильмах ужасов случалась в самом начале карьеры.
«Вий», 1967
Идея этого фильма по повести Гоголя принадлежала Ивану Пырьеву, а снимать его должен был известный советский киносказочник Александр Птушко. Но не сложилось — Птушко остался одним из авторов сценария и присматривал за молодыми режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым. С актерами тоже было непросто — на роль Панночки первоначально была утверждена Александра Завьялова, но в итоге её заменили на артистку цирка Наталью Варлей, которая за год до этого блеснула в роли «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Нины из «Кавказской пленницы».
Панночка в исполнении Варлей получилась колоритной, но закрепить успех начинающей актрисе так и не удалось — её и сейчас, пожалуй, больше помнят по этим двум ролям, сыгранным в самом начале карьеры. А вот для Леонида Куравлёва философ Хома Брут стал хорошим трамплином к другим известным ролям. Конечно, Куравлёв и до этого пользовался спросом — участие в студенческих работах Андрея Тарковского и Василия Шукшина приносило свои плоды. Шукшин, например, дал ему главную роль в своей картине «Живет такой парень». Но народную славу актер завоевал после «Золотого теленка» (Шура Балаганов), «Иван Васильевич меняет профессию» (Жорж Милославский), «Семнадцати мгновений весны» и «Афони».
«Дикая охота короля Стаха», 1979
Ещё одна экранизация — правда, не такого известного произведения, каким был «Вий». Этот фильм снят по повести белорусского писателя Владимира Короткевича, а речь в ней шла о старинных легендах, используемых обычными людьми ради обогащения. Главную роль — заезжего этнографа Андрея Белорецкого — сыграл Борис Плотников, который только перебрался из Свердловска (сейчас — Екатеринбург) в Москву и поступил в труппу Театра Сатиры. У этого актера уже была главная роль — в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение» (1976 год), но сейчас его помнят по роли доктора Борменталя в фильме Владимира Бортко «Собачье сердце».
Любопытно, что Плотников на пробах обошел настоящих кинозвезд того времени — Владимира Конкина, Владимира Гостюхина и Александра Абдулова. А вот с главной женской ролью — хозяйки особняка и наследницы старинной фамилии Яновских — вышел настоящий детектив. Режиссер Валерий Рубинчик собирался пригласить Елену Кореневу, но та собралась в эмиграцию — для фильма отъезд актрисы мог закончиться очень печально, примеры были. И тогда Рубинчик решил позвать болгарскую актрису, с которой когда-то познакомился на фестивале. 22-летнюю студентку Елену Димитрову нашли с трудом, но она действительно украсила фильм, хотя по-русски, разумеется, не говорила. Снималась она до конца 80-х — правда, уже не в СССР, а в родной Болгарии, а потом пропала с радаров.
«День гнева», 1985
Экранизация рассказа советского писателя-фантаста Севера Гансовского. Речь в «Дне гнева» идет о медведеподобных существах-отарках, которые похищают детей, чтобы дать им новые способности. Главные роли сыграли две уже признанных звезды советского кино — Юозас Будрайтис и Алексей Петренко, и для обоих это была лишь очередная строчка в биографии. Но сам «День гнева» был особенной вехой — он познакомил масового читателя с творчеством Гансовского, а также открыл своеобразный «ящик пандоры» — после 1985 года различные ужасы и мистика стали очень уважаемыми жанрами.
«Господин оформитель», 1988
Тоже экранизация — рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». Правда, от романтики «Алых парусов» в этом произведении нет и следа, а вот мистики и ужасов — хоть отбавляй, даже по современным меркам. Главная роль досталась Виктору Авилову — актеру с характерной внешностью и невероятной харизмой, который актерского образования не имел, но уже больше десяти лет работал в Театре-студии на Юго-Западе.
Для Авилова эта роль стала дебютом в кино, затем он блеснул в экранизации Дюма «Узник замка Иф» — и потом перешел на вторые и третьи роли. Прожил Авилов немного — он умер в 2004-м на 52-м году жизни. Исполнительницу главной женской роли Анну Демьяненко режиссер картины Олег Тепцов нашел случайно — ей тогда было всего 17 лет, и для неё «Господин оформитель» тоже стал дебютным кинопроектом. Демьяненко пыталась стать профессиональной актрисой, но не прошла по конкурсу в творческие вузы. Она снялась ещё в четырех фильмах, вышла замуж — и в начале 1990-х уехала в США, где занялась финансами.
«Прикосновение», 1992
Фильм снимался на переломе эпох — начинали его в СССР, а в прокат выпустили уже в независимой России. При этом сам проект оказался знаковым и считается чуть ли не первым «настоящим» отечественным хоррором — впрочем, его сюжет действительно позже послужил отправной точкой для многих кино- и телепроектов: следователю Крутицкому поручено дело о самоубийстве молодой матери, но во время изучения обстоятельств он получает доказательства существования потусторонних сил, которые влияют на живых.
Главную роль исполнил Александр Зуев — актер родом из Киева, который успел поработать в Русском театре Вильнюса, а в 1988-м перешел в «Сатирикон» Константина Райкина. Активно сниматься он начал только в 1990-м, но играл много и разнообразно — в какие-то годы у Зуева было сразу несколько фильмов. Среди его работ — роли в «Гардемаринах III», «Любить по-русски 2», фильме «Ирония судьбы. Продолжение», сериалах «След», «Папины дочки. Суперневесты», «Счастливы вместе», «Анна-детективъ». Его партнершей по фильму стала Марьяна Полтева, карьера которой сложилась не так удачно, хотя и с загадочными совпадениями — одной из её первых ролей был небольшой эпизод в «Дне гнева», а вот «Прикосновение» оказалось фактически последней работой актрисы в кино. Полтева работала продюсером концертных программ в клубе Антона Табакова «Пилот», а в конце 1990-х вообще уехала на Запад и поселилась в Австрии. Кстати, «Прикосновение» оказалось и последней большой работой в кино для Елены Метёлкиной — Нийи из «Через тернии к звездам» и Полины из «Гостьи из будущего».