Китайские власти вырезали из фильма «Богемская рапсодия» все сцены, в которых хоть как-то упоминаются гомосексуальные отношения. Этот байопик про вокалиста группы Queen Фредди Меркьюри, который скончался в 1991 году от СПИДа, рассказывает о творческом пути музыканта с самого начала карьеры до знаменитого концерта на стадионе «Уэмбли». Фильм получил пять номинаций на «Оскар» и проиграл в итоге только одну, правда, главную: «Лучший фильм». Помимо упоминаний о сексуальности Меркьюри, китайские цензоры убрали из фильма и сцену со съемкой клипа на песню «I Want to Break Free», во время которой участники группы переодеваются в женскую одежду.
Китайский рынок традиционно не очень дружественно настроен к зарубежному кино. В стране действует жесткая цензура содержания, и, например, фильм, в котором речь идет об оккупации Тибета, появиться в китайских кинотеатрах не может. Помимо этого, есть еще множество ограничений, главное из которых — лимитированное количество иностранных фильмов, которые допускаются до показа в стране. Голливудские кинокомпании идут на различные хитрости, чтобы все же попасть в число счастливчиков, ведь Китай — это огромный рынок, который окупает все затраты на приведение продукции в соответствие с требованиями надзорных органов.
Миролюбивый китайский Бонд
Одна из сцен 23-го фильма бондианы «007: Координаты „Скайфолл“» происходит в Шанхае: это было сделано еще на стадии сценария, чтобы у картины было меньше проблем в Китае (совместную продукцию китайцы показывают охотнее). Но, помимо этого, авторы фильма сделали еще несколько реверансов в сторону потенциальных зрителей: так, Шанхай показан как футуристический город, а сцену, в которой Бонд (Дэниел Крэйг) убивает охранников-китайцев, просто убрали. На всякий случай.
Проблемы в Китае возникли у еще одного фильма: «Облачного атласа» Тома Тыквера и (теперь уже) сестер Вачовски. Как и в романе Дэвида Митчелла, послужившем литературной основой картины, в фильме было шесть историй, разнесенных в пространстве и времени, и продолжительность ленты составила почти три часа. Чтобы показать «Облачный атлас» в Китае, из картины удалили почти сорок минут сцен с сексом и обнаженной натурой, а также различные диалоги, которые показались цензорам неподходящими.
Любопытно, что к китайским требованиям относительно содержания кинопродукции все уже настолько привыкли, что возмущением даже и не пахнет. Например, ту же «Богемскую рапсодию» в местных соцсетях в основном хвалят, а решение цензоров почти никого не заботит.
Сериал «Фарго», «Брат» и другие
В России рынок не настолько велик, чтобы западные кинематографисты как-то исправляли свои фильмы в угоду нынешнему политическому курсу, поэтому некоторые картины просто не получают прокатное удостоверение, если их по тем или иным признакам признают способными нарушить законодательство. Так, в кинотеатрах не появился, например, практически порнографический «Сербский фильм» (его запретили в нескольких странах).
И основной удар в этой обстановке принимает на себя телевидение, причем иногда достается и своим. Например, дилогии Алексея Балабанова про братьев, герои которой по нынешним меркам не слишком толерантны. В итоге спорные реплики либо убирают, либо запикивают, что, разумеется, бесполезно, потому что их и так все помнят.
И снова Бонд
В Индии и со своими картинами проблем достаточно: например, не так давно дело едва не дошло до бунта из-за фильма «Падмавати», — экранизации средневекового эпоса — в котором якобы показали неприличную сцену. До Джеймса Бонда дело тоже дошло: из 24-го фильма бондианы — «007: Спектр» — авторам нужно было удалить все эпизоды с поцелуями. Почему-то они кажутся индийским цензорам наиболее развратным явлением на киноэкране.
Впрочем, уделяют они внимание и пропаганде здорового образа жизни. Так, в фильмах, которые показываются в стране, не должно быть курения (или одновременно должна быть надпись о его вреде). Стэнли Кубрик сам отцензуировал свою картину «С широко закрытыми глазами». А вот Вуди Аллен решил, что не будет выпускать в индийский прокат ленту «Жасмин». Рынок Индии для кинематографистов Запада не так важен, как китайский: индийцы все же склонны смотреть продукцию своего Болливуда. Но, наверное, Аллену все равно было обидно.
Оттенки серого
Ограничения на контент есть практически во всех странах мира. В США, например, любой фильм должен получить рейтинг MPAA (в России несколько лет назад появился аналогичный), который указывает возраст, с которого содержание картины, предположительно, не будет вызывать вопросов. Поэтому авторы фильмов (или продюсеры) идут на сознательную цензуру. Так, картину «Пятьдесят оттенков серого» «смягчили» еще на стадии сценария, чтобы получить хотя бы взрослый рейтинг R. В противном случае экранизацию романа Э. Л. Джеймс пришлось бы проводить по разряду порнографии.
Продюсеры фильма датского режиссера Ларса фон Триера «Нимфоманка» вырезали из этой картины примерно полчаса наиболее развратных сцен, чтобы иметь возможность вообще показывать ленту в кинотеатрах. Конечно, несколько десятилетий назад все было намного строже: например, комедию Билли Уайлдера «В джазе только девушки» в свое время выпускали вообще без рейтинга MPAA, поскольку она явно нарушала общепринятый тогда в американской киноиндустрии «Кодекс Хейса». Но любопытно, что именно с этого фильма и начался отказ кинематографистов США от этого кодекса, который к тому времени уже серьезно устарел и только мешал.