Вера Алентова заявила, что продолжение оскароносного фильма, в котором она сыграла одну из главных ролей — Катерину — вполне возможно.
Правда, для себя роли в сиквеле народная артистка не видит (работать должны молодые). Но уверена, что картину будут смотреть хотя бы из любопытства: а смогли ли новые создатели переплюнуть оригинал...
Все диалоги наизусть: от и до
Для сравнения Вера Валентиновна привела продолжение «Иронии судьбы», где были задействованы модные молодые исполнители и советские актеры, вытянувшие звездный билет у Эльдара Рязанова.
Любопытство не порок — «Иронию-2» действительно смотрели. Одно «но»... Тем, кто по-настоящему любит и ценит старое доброе кино, новая «Ирония» пришлась, мягко говоря, не по вкусу. Ни звездный состав, ни именитые создатели не смогли придать фильму душевности и теплоты, за что зрители и обожают советские фильмы.
ТВ по несколько раз в год крутит старую историю о трех провинциалках, все диалоги уже известны киноманам от и до (все-таки Черных — гениальный сценарист!). Неужели Алентова всерьез верит, что новой «Москве» удастся хоть чуточку приблизиться к оригиналу по популярности и любви?
Химчистка и бассейн «Москва» исчезли
Попробуем представить, как сегодня можно было бы снять продолжение мелодрамы «Москва слезам не верит». Но для начала вспомним модные локации (хотя тогда и слова-то такого не знали), которые использовал Владимир Меньшов. Итак:
- престижная высотка на Баррикадной (интерьеры сняты на Котельнической);
- комфортная квартира Кати в «генеральской» многоэтажке на Мосфильмовской;
- крутая химчистка на ул. Зорге с автоматической вешалкой;
- читальный зал № 3 в «Ленинке»;
- роддом № 25 на юго-западе Москвы;
- станция метро «Новослободская»;
- памятник Маяковскому;
- улица Горького;
- открытый бассейн «Москва»;
- конец Калининского проспекта;
- и, конечно, Гоголевский бульвар с белой скамейкой.
Что радует — большая часть этих мест и сегодня, спустя 40 лет, жива и даже сохранила прежний вид.
В роддоме по-прежнему появляются на свет москвичи. Отреставрирована, слава Богу, и вновь пущена «Новослободская». Изменили название, но благополучно существуют «Ленинка», улица Горького, Калининский проспект. Стоит себе на площади Маяковский, наблюдая, как потомки тех, кто слушал здесь стихи, посиживают, целуясь, на качелях. На Гоголевском и сейчас можно обсудить назревшие проблемы. Разве что скамейка коричневая. А рядом появился памятник Шолохову. Все еще в цене, хоть и не так модны знаменитые высотки и «генеральские» дома. Нежно любят их только родившиеся и выросшие в СССР. И то далеко не все.
Канули в Лету лишь бассейн «Москва» (на его фоне Катя покупала себе цветы) — там давно высится Храм Христа Спасителя, да химчистка «Чайка» на улице Зорге, где снимали Людмилу и ее клиента-генерала, за которым прибежала болтливая генеральша. Здание осталось, но сейчас там не чистят, не стирают.
Замкадье и мечта об айфонах
Что бы ни говорила Алентова, без нее и подруг-коллег Ирины Муравьевой и Раисы Рязановой новую «Москву» снимать просто бессмысленно. Однако играть мам актрисы уже не могут (самая старшая — Алентова — 80-летие недавно отметила). В жизни они бабушки с большим стажем. А в новой мелодраме их ждет... одинокая старость. Все мужчины, работавшие над фильмом, за исключением Александра Бородянского (он был другом Гоши на пикнике) и Гарри Бардина (главный инженер химкомбината) ушли из жизни.
Хотя... Почему бы Людмиле не найти себе в кружке «Московского долголетия» какого-нибудь доктора наук, к тому же вдовца? Поиски достойного кандидата она ведет всю жизнь... Чего не скажешь о Тоне и Кате — они верны любимым Коле (Борис Сморчков) и Гоше (Алексей Баталов). И не готовы их ни на кого менять.
Антонина, как и прежде, увлечена дачей и заготовками на зиму — теперь у нее еще семеро внуков от троих сыновей. Дача, правда, старая. Те же шесть соток. Разве что сайдингом домик обили — еще в начале нынешнего века. Да шифер на мягкую черепицу поменяли.
У сыновей свои жизни. И свои проблемы. Один на заводе, мастер участка. Второй преподавал детям физру, но вынужден был уйти в торговлю. Так и живет по принципу: «купи — продай». Только товары меняются — сообразно спросу. Третий «таксует» на видавшем виды «хёндай солярисе», каждый день приговаривая, что хорошую машину хУндаем не назовут. На жизнь хватает. Но без черной икры и отдыха на Лазурном берегу.
Все трое живут в замкадье, куда еще не провели метро. В их квартирах ничего не менялось последние лет 20. Для них интерьер не важен. Было бы где спать и есть. Живут все, разумеется, с единственными женами (пример родителей долго был перед глазами) и детьми. Но за последними еще нужен глаз да глаз. Это внуки Антонины, в которых она души не чает. Да только им бабушка уже не нужна. Подростки, абитуриенты, они разговаривают на непонятной ей смеси русского и английского с IT-жаргонизмами и мечтают об айфонах, «маках» и хотя бы «немецком народном автомобиле». У девочек мысли скромнее — всего лишь о принце. Поэтому по пятницам они ходят в модные кафе, где собирается молодежь. Но «мальчики-мажоры» предпочитают другие заведения. И не в России.
Кто споет новую «Александру»
Сын и дочь Александры (Наталья Вавилова), по совместительству — внуки Екатерины, окончили престижные ВШЭ и МГУ. Ему удалось устроиться в банк, она — успешный адвокат. Квартиры — современные студии «квадратов» по 15 — пока снимают. Зато рядом с офисами (не надо тратить время и деньги на транспорт). В том числе в Москва-Сити. Они не стремятся зарабатывать на собственное жилье, чем пугают и Катерину, и Александру. Но с их «убийственным» аргументом бабушка и мать не спорят: если завтра работа будет другая, то и жилье легко меняется. Студиями и апартами Москва заполонена: предложение явно превышает спрос. Оба не торопятся обзаводиться и семьями. Они наслаждаются жизнью, тусят, путешествуют. И не хотят, чтобы все было известно, как в Госплане, на 5 лет вперед: сначала холодильник, потом телевизор...
Готовить дома молодые не любят. Они могут выпить кофе у дома, пообедать на работе, за ужином встретиться с друзьями в «Депо» или на «Центральном рынке». В почете и фаст-фудовские точки. А для передвижения — каршеринг. Найти место для парковки собственного авто в центре Москвы становится задачкой из учебника высшей математики.
Выходные — не для дачи. Для этого есть модные локации «Флакон», «Хлебозавод» и старые добрые Патриаршие, превратившиеся в один большой ресторан под открытым небом. Зимой — катки на ВДНХ и на Красной площади.
Герои фильма «Москва слезам не верит-2» не ходят в «Ленинку» — практически все, что им нужно, есть во всемирной паутине. А для домашней библиотеки элементарно нет места. Теперь в крошечных, но дорогих квартирах в основном спят и занимаются любовью.
Катерина, к слову, осталась в «генеральской» многоэтажке, а дочь Александра с мужем-архитектором переехала в высотку на Баррикадной — бездетный профессор Тихомиров оставил в наследство ту самую квартиру, в которой когда-то устроили вечеринку Катя и Людмила. Хорошее художественное образование в прошлом и модная работа дизайнером интерьеров в ХХI веке позволили Александре оформить квартиру с большим вкусом. Даром, что они с мужем могли купить квартиру и просторнее, и комфортнее — спустя 70 лет высотки не столь престижны, как раньше. Да и Катерина, бывающая в гостях, нет-нет да вспомнит годы молодости: а вот у дяди был черный дисковый телефон на проводе...
Не последним «героем» оскароносного фильма была музыка, точнее — песни Сергея Никитина «Александра» и «Диалог у новогодней елки». Смогут ли сегодня Клава Кока или Егор Крид написать и спеть что-то подобное? Чтобы так же запало в душу.
Бюджет фильма Владимира Меньшова составил 550 тысяч рублей. Мелодрама получила Госпремию, «Оскар» и стала лучшей картиной 1980 года по версии журнала «Советский экран» — его посмотрели 90 млн зрителей.
Много воды с тех пор утекло. Москва по-прежнему не верит слезам. Теперь она верит только деньгам. Но какие средства нужны на съемки фильма сегодня, чтобы он собрал такую же аудиторию и стал любимым на следующие 40 лет?..