Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 8 минут
2447

Молчание Ефремова и бунт Быкова. Как Митта снимал «Гори, гори, моя звезда»

Сюжет Наше старое кино
Кадры из фильма «Гори, гори, моя звезда» (1969).
Кадры из фильма «Гори, гори, моя звезда» (1969). Коллаж АиФ

В 1960-е режиссер Александр Митта имел репутацию автора фильмов для детей и подростков — он снял картины «Друг мой, Колька!», «Без страха и упрёка», «Звонят, откройте дверь». Но к концу десятилетий решил сменить жанр — и сочинил сценарий фильма о временах революции и художнике Марке Шагале. Правда, как он сам вспоминал, Шагала тогда чиновники от культуры не любили — поэтому главным героем стал деревенский мужик Федя, а компанию ему составили авангардный Искремас и меркантильный Пашка. Позже приглашенные сценаристы Юрий Дунский и Валерий Фрид закруглили эту историю, добавив деревенскую девушку Христину. Но даже в таком виде картину пришлось буквально пробивать через властные коридоры.

Быков не подошёл

Вообще задуманный Миттой фильм должен был выглядеть совершенно иначе. Например, на роль Федора поначалу согласился Юрий Никулин — но потом он задержался на зарубежных гастролях, и перед режиссером встал выбор: ждать знаменитого клоуна и актера или попробовать кого-то другого. Как ни странно, помочь вызвался Олег Ефремов, у которого как раз в то время была сложная ситуация — ему сделали предложение возглавить МХАТ, но для этого надо было оставить созданный им «Современник». Поэтому Федя в картине по большей части молчит — Ефремов играл «собой», погруженный совсем в иные мысли.

Олег Ефремов.
Олег Ефремов. Кадр из фильма «Гори, гори, моя звезда» (1969)

Не получилось и с Роланом Быковым, которого Митта пригласил на роль Искремаса — у того было собственное видение и персонажа, и сценария, и фильма в целом, поэтому двум творцам пришлось расстаться. По другой версии, Быкова «зарубили» в том же Госкино — там разглядели в создаваемом актером образе Всеволода Мейерхольда и решили, что этого допускать не стоит. В итоге Митту выручил ещё один актер «Соверменника» — Олег Табаков, который Мейерхольда на экран переносить не собирался.

А ещё один актер из «Современника» Евгений Евстигнеев от роли киномеханика Пашки отказался; впрочем, ко двору пришелся Евгений Леонов, который составил с Табаковым очень контрастную пару.

Олег Табаков и Евгений Леонов.
Олег Табаков и Евгений Леонов. Кадр из фильма «Гори, гори, моя звезда» (1969)

Ну а на роль Христины Митта позвал 15-летнюю Елену Проклову, которую сам же и открыл парой лет раньше в фильме «Звонят, откройте дверь».

 Елена Проклова.
Елена Проклова. Фото: Кадр из фильма «Гори, гори, моя звезда» (1969)

Витебск и Крутицкое подворье

Снимался фильм тоже с определенными сложностями. Мало того, что пришлось уничтожить все снятые с Быковым кадры; Митта вспоминал, что перед началом сцен с белогвардейскими офицерами у него этих самых офицеров просто не было. Пришлось просить помощи у коллег-режиссеров — согласились Владимир НаумовКонстантин Воинов и Марлен Хуциев, у которых в то время как раз не было работы по специальности; Хуциев сыграл настоящего князя — в черкеске он смотрелся очень импозантно.

Натуру для большинства основных сцен Митта нашел в Ленинграде и Витебске. Выбор Витебска был оправдан — там сохранился дом, в котором рос Шагал, училище, в котором он учился, некоторые здания еврейского квартала. Что-то пришлось достроить — эти декорации потом сохранялись в городе на какое-то время после съемок. Митта с теплотой вспоминал и гостеприимство жителей этого города — те помогали киногруппе в работе и даже выступали в роли актеров массовых сцен.

Но некоторые декорации нашли уже в Москве — на Крутицком подворье, которое киношники любят до сих пор. На фоне зданий XVII века снимали, например, «Бориса Годунова» и «Гардемарины, вперёд!», сериал «Кровавая барыня» и многие другие картины.

Крутицкое подворье.
Крутицкое подворье. Кадр из фильма «Гори, гори, моя звезда» (1969)

В прокат без шумихи

И выход в прокат тоже сопровождался приключениями. Для начала худсовету не понравилось название — «Комедия об Искремасе»; Митта переименовал картину в «Гори, гори, моя звезда» — история про расстрел Колчака тогда ещё не стала общим местом, так что никаких нареканий не возникло. Но на фестивали её не пустили — хотя, как вспоминал режиссер, интерес проявляли в то числе и отборщики из Венеции. Да и премьера в Москве прошла тихо, без «шумихи».

«Признаюсь, я не ожидал, что фантазия о художниках начала ХХ века может оказаться под запретом. Да, она о трагических судьбах талантливых людей, ироничная, с подтекстом, со стихами Гумилева, но без крамолы!» — рассказывал Митта и добавлял — видимо, как раз ирония и пришлась не по вкусу.

Он смог добиться, чтобы ленту всё же допустили до кинотеатров — ходил в ЦК КПСС, доказывал, показывал. Но категорию «Гори, гори, моя звезда» получила не самую высокую, и хитом проката картина не стала — около 11 млн зрителей, нижняя граница окупаемости по тем временам.

Но сам Митта называл этот фильм самым любимым в своей режиссерской карьере. Он признавался, что часто её пересматривал — в отличии, например, от более кассового и любимого зрителями «Экипажа». Он, кстати, всё же снял картину о Шагале без всяких экивоков — правда, уже в 2013-м, когда прежние запреты уже не действовали. Но зрителей у фильма «Шагал — Малевич» было, конечно, много меньше 11 миллионов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах