Примерное время чтения: 7 минут
1111

«Либо гад, либо дурак!». как рецепт семейного счастья

Сюжет Наше старое кино
Кадр из фильма

Знаменитый фильм «Мужики!..» запомнился актеру Александру Михайлову, исполнившему в нем главную роль, не только тем, что картину признали лучшим фильмом 1982 г., когда её посмотрели 40 млн человек. Но прежде всего потрясающей реакцией зрителей. Оказывается, фильм спас от распада очень многие семьи. 

В непростое время самоизоляции, которая, как уверяют психологи, способна увеличить число разводов, «АиФ» решил вспомнить историю и уроки того легендарного фильма.

История, в которую трудно поверить

«Тогда приходили мешки писем,  вспоминал Михайлов.  Женщина одна написала, что они с мужем развелись. Через какое-то время случайно встретились в кинотеатре сразу после сеанса фильма Мужики!... Обнялись и уже больше не расставались. Даже дети писали. Одна девочка написала: Спасибо! Папа, который долго нас не навещал, пришел в гости и мне шоколадку подарил».

А ведь Михайлов далеко не сразу согласился сниматься в картине. Прочитав сценарий, он счел историю неправдоподобной. Согласно сюжету, шахтер Павел Зубов приезжает в родную деревню и узнает, что у него, оказывается, растет дочь Полина. Невеста Зубова Настя, с которой тот расстался в молодости, родила ребенка и не стала сообщать бывшему возлюбленному. Мужчина приезжает вскоре после скоропостижной смерти Насти. Павел готов забрать дочь с собой в заполярный город Никель, но Полина отказывается ехать одна, без младших братьев Павла и Степана. Зубов узнает, что Настя после рождения Полины спустя время вышла замуж за художника, родила сына Павлика, а еще одного сына Степана усыновила после того, как от младенца отказались в роддоме. Семейная жизнь с художником пошла под откос из-за его пьянства. В итоге детей Настя воспитывала одна, а после ее смерти сиротам грозил детский дом. И самое страшное — что сестру могли разлучить с братьями, отправив в разные детские дома.

Кадр из фильма

Согласился на роль с третьей попытки

Михайлов не мог представить мужчину, который в реальности взвалил бы на себя воспитание сразу трех детей. А ведь именно так в итоге поступает Зубов в фильме. Именно из-за неверия в то, что такая история возможна в жизни, Михайлов дважды отказывал режиссеру Искре Бабич сниматься в фильме. И тогда Искра устроила актеру встречу со сценаристом Валентином Дьяченко, который написал эту историю. «Мне хватило пяти минут общения с этим человеком, чтобы поменять свое мнение»,  вспоминал Михайлов. В тот же день он подписал договор на съемки.

Кадр из фильма

Чем же так поразил Дьяченко актера? В сталинские годы Дьяченко по ложному доносу (обвинение в шпионаже) был приговорен к смертной казни, больше месяца провел в одиночной камере в ожидании расстрела. А потом ему объявили, что смертная казнь заменена на 10 лет лагерей. Дьяченко отправили в Воркуту на шахту. В «Воркутлаге» находилось более 70 тысяч заключенных, были среди них и подростки. Судьба Дьяченко пересеклась в лагере с судьбой девочки Ольги, которая оказалась за колючей проволокой из-за того, что раньше времени ушла домой с работы на торфяных разработках. Именно с Ольги сценарист писал образ дочери Павла, Полины. После освобождения Дьяченко помогал Ольге всю оставшуюся жизнь. Его реабилитировали после смерти Сталина. Он женился на женщине с двумя детьми и воспитывал их как родных.

Кадр из фильма

Глыба человеческого достоинства

Пример Дьяченко, которого не сломили предательство и лагерь и который полюбил чужих детей как своих, позволил Михайлову быть искренним в картине. Возможно, именно поэтому и миллионы зрителей фильму поверили. И писали такие отзывы: «Этот фильм из серии один на миллион. Фильм-урок, на все времена. Каждая фраза, каждый взгляд от сердца. Актёры-взрослые и актёры-дети не играют — они живут. Вот где глыба человеческого достоинства, совести и… всепоглощающей и всепрощающей любви! Фильм такой пронзительный, что без слёз невозможно смотреть, лучший в своём роде».

Кадр из фильма

Успехом картина обязана и Ирине Ивановой, которой досталась роль Полины. Девочку режиссёр увидела сначала на фотографии, которую принесла ассистент режиссера. Накануне та пролистала на киностудии не одну папку с фотографиями детей. Ирина была в папке фотопроб для кинофильма «Приключения Электроника». Она вспоминала, что на роль ее утвердили после первой же встречи с Бабич. Уже прославленный к тому времени Михайлов, экранный отец Ирины, отдавал должное ее таланту. Считал, что с партнершей ему повезло. Совместные сцены по эмоциональному накалу были непростыми. Но Ирина с ними справилась.

Сорок лет спустя

Фильм «Мужики!..» за прошедшие годы не потерял своей привлекательности для зрителя, его с удовольствием смотрит молодое поколение. Михайлов рассказывал, как несколько лет назад на улице к нему подошла молодая женщина, спросила: «Вы актер Михайлов?»  «Да, Михайлов».  «Что же вы так сильно постарели!? Я фильм недавно смотрела, где вы другой».  «Какой фильм?»  «Мужики».  «Так этот фильм почти 40 лет назад снимался!»

Спустя тридцать с лишним лет узнают и Иванову. Для нее самой подобная зрительская внимательность удивительна. Ирине прочили будущее актрисы. После успеха фильма «Мужики!..» не единожды предлагали новые съемки, но Ирина сознательно избежала актерской карьеры. Вышла замуж. Занималась воспитанием детей. У Ирины трое сыновей. Двое старших уже создали свои семьи. Младший заканчивает школу. Сыновей у Ирины в реальной жизни оказалось больше, чем в фильме у Павла. Она шутит: «У меня Мужики так и не закончились».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах