«Анкор, еще анкор!» реж. Петр Тодоровский
1993 г. Гран-при
Картина Петра Тодоровского снималась в тот период, когда положение кинематографа в стране было совсем бедственным. Естественно, работу мэтра все очень ждали и возлагали на нее большие надежды. Помимо фамилии режиссера надежду на то, что фильм станет событием, давал и задействованный в нем актерский ансамбль. Тодоровский без труда собрал в своей картине суперзвездный состав: Валентин Гафт, Ирина Розанова, Евгений Миронов, Елена Яковлева, Сергей Никоненко, Станислав Говорухин, Владимир Ильин. В общем, всех не перечислишь. Тодоровский выступил не только как режиссер, но и как сценарист. В основу сюжета легли факты из его личной жизни, так что многие персонажи имеют реальных прототипов. Картину оценили не только на «Кинотавре». Фильм собрал в итоге с десяток призов, став главным отечественным кинособытием 1993 года.
«Особенности национальной охоты» реж. Александр Рогожкин
1995 г. Гран-при
Ни критики, ни зрители не ждали ничего хорошего от очередной комедии, поскольку ничего достойного в этом жанре в перестроечной России не появлялось уже очень давно. Кроме того, Рогожкин заслужил репутацию режиссера, жесткого, бескомпромиссного, снимающего «кино не для всех». Но отборочная комиссия фестиваля «Кинотавр» без сомнений взяла фильм в основную конкурсную программу. Критики были в восторге, поскольку увидели в картине глубокую философию, портрет национальной души, парадоксы российского общества и особую трактовку роли водки в жизни русского человека. Рядовые же зрители наконец получили возможность от души посмеяться над непошлой комедией. Сразу после выхода фильм буквально растащили на цитаты. Успех картины Рогожкина породил целую волну подражаний в российском кино.
«Кавказский пленник» реж. Сергей Бодров-старший
1996 г. Гран-при
Сразу после показа «Кавказского пленника» в основном конкурсе «Кинотавра» большинство было уверено, что Гран-при достанется этой картине. Именно в этом фильме зрители впервые увидели Сергея Бодрова-младшего, ставшего в итоге главной звездой 90-х. Вообще-то режиссер не собирался снимать в главной роли своего сына. Бодров-младший сам попросил взять его на съемки в Дагестан, пообещав выполнять любую работу. Буквально в последний момент режиссер понял, что более убедительного и подходящего актера на главную роль, чем сын, ему найти не удастся. Исполнитель другой главной роли Олег Меньшиков выбор Бодрова-старшего одобрил. В итоге и Меньшиков, и Бодров разделили в тот год на «Кинотавре» приз за лучшую мужскую роль. Впоследствии картина выдвигалась от России на премии «Оскар» и «Золотой глобус».
«Брат» реж. Алексей Балабанов
1997 г. Гран-при
Сегодня эта криминальная драма Алексея Балабанова неизменно входит в сотню лучших русских фильмов по версии практически всех критиков и профильных изданий. Но в момент выхода картину восприняли неоднозначно. Многие критиковали ее за излишнюю жестокость, жесткость, неполиткорректность. Это был первый полнометражный фильм кинокомпании СТВ, которую по сей день возглавляет продюсер Сергей Сельянов. Картину сняли всего за месяц. Снимали на личные деньги, задействовали непрофессиональных актеров, многие соглашались сниматься бесплатно или за символическую плату. По сути, фильм был сделан «на коленке». Пока критики до хрипоты спорили о том, имеет ли такое кино отношение к искусству и вообще право на существование, зрители переписывали друг у друга «Брата» на видеокассеты, устраивали домашние киносеансы и разговаривали фразами главных героев. В том же 1997 году фильм показали программе Каннского кинофестиваля «Особый взгляд», после чего зрители устроили ему 15-минутную овацию.
«Война» реж. Алексей Балабанов
2002 г. Главный приз «Золотая роза»
В случае с этой картиной для Балабанова было крайне важно, чтобы на экране все было предельно натуралистично, по-настоящему. Это был первый фильм о Чечне, который снимали непосредственно на чеченских землях. Чеченцев играли настоящие чеченцы, а федералов – действующие вертолетчики, солдаты, разведчики. Этот фильм стал дебютом для актера Алексея Чадова. За свою первую роль он получил главный приз на Монреальском международном кинофестивале. По итогам 2002 года «Война», как показывают отчеты ведущих оптовых компаний, заняла четвертое место в списке самых продаваемых фильмов на видеокассетах.