Какую музыку Шарапов играл на пианино в «Место встречи изменить нельзя»?
В 2024 году легендарному фильму «Место встречи изменить нельзя» исполняется 45 лет. Впервые картина режиссера Станислава Говорухина вышла на телеэкраны в ноябре 1979 года и сразу получила общесоюзное признание. Фильм был основан на сюжете романа братьев Вайнеров «Эра милосердия», написанного в 1975 году. А в основу романа легли реальные события — дело о красногорской преступной группировке во главе с Иваном Митиным, которая в середине XX века занималась грабежом и разбоем, убивала сторожей ограбленных помещений и случайных свидетелей. Задержать бандитов сотрудникам уголовного розыска удалось лишь в 1953 году, спустя три года после первого совершенного преступления.
Почему в детективном фильме так часто играют на пианино?
Оба главных героя — Глеб Жеглов и Володя Шарапов — действительно играют на пианино. Жеглов (его роль блистательно исполнил Владимир Высоцкий) в одном из эпизодов напевает песню Александра Вертинского «Где вы теперь, кто вам целует пальцы». Но в сюжетном смысле эта песня не несет никакого особого смысла. Говорухин просто хотел, чтобы Высоцкий спел хотя бы пару куплетов.
А вот когда на пианино играет Шарапов (актер Владимир Конкин) — это как раз имеет значение. Это вообще одна из самых напряженных сцен всего фильма. Помните? В пятой серии муровцы решают ловить преступников «на живца»: Шарапов, выдавая себя за бывшего заключенного Владимира Сидоренко, выходит на связь с бандой «Черная кошка» через любовницу арестованного Фокса. Однако операция сразу идет не по плану: бандиты захватывают Шарапова и привозят его в свое логово.
Там старший лейтенант рассказывает легенду о своем «уголовном прошлом» Горбатому, главарю банды «Черная кошка». Любовница главаря замечает:
— Карп, ты на руки-то его погляди. Из него такой же шофер, как из Промокашки скрипач.
— Ну что скажешь? — уточняет Горбатый. — Бабу не проведешь, она сердцем видит.
— А то и скажу, что права твоя хозяйка, — находчиво отвечает Шарапов. — Я ведь до войны в ресторане на пианино играл.
В «малине» тут же нашлось фортепиано, на котором Шарапов заиграл классическую музыку. Бандит по прозвищу Промокашка обрывает его с издевательским смехом:
— Ну, это и я так могу!
— А что ж сыграть? – удивляется Шарапов.
— «Мурку», — после небольшого раздумья требует Промокашка.
И Шарапов блестяще играет легендарную блатную песню. У бандитов больше нет вопросов.
Но у зрителей вопросик остался.
Что за мелодию Шарапов сыграл Горбатому?
Отвечаем. Это довольно сложный для исполнения этюд композитора Фридерика Шопена, который не имеет названия, но в классических сборниках отмечен как Op. 25 No. 2 f-moll.
Расшифровывается это так: этюд № 2 в тональности фа минор из 25-го опуса.
Опус — это собрание нескольких этюдов. Конкретно этот, 25-й, состоит из 12 этюдов. Шопен посвятил его графине д'Агу, музе и супруге другого композитора — Ференца Листа. Но именно этот, второй этюд, был написан под впечатлением от встречи с Марией Водзиньской — прекрасной девушкой, с которой он обручился в Дрездене в 1836 году. Правда, жениться им не позволили родители девушки, и сердце композитора было разбито, но зато осталась прекрасная музыка, которую Шуман описал так: «Этот этюд прелестен, мечтателен и тих, словно пение ребенка во сне».
Кстати, в фильме «Как закалялась сталь» (1973 год), в котором Владимир Конкин сыграл Павку Корчагина, тоже была сцена с этюдом Шопена. Правда, играл там не главный герой, а дворянка Тоня Туманова. Ее также оборвали на середине — не понравилась рабочей молодежи «буржуазная музыка».
Этюд был другой — фантазия-экспромт до-диез минор из опуса 66. Но тоже Шопен, и тоже сложная для исполнения композиция. Возможно, режиссер Говорухин нарочно выбрал именно Шопена для сцены в фильме «Место встречи изменить нельзя» — сейчас такие шутки из серии «для тех, кто понимает», называют «пасхалками» и нарочно встраивают в фильмы, чтобы удивить зрителей.