90 лет назад, в 1933 г., в советской прессе появились сообщения о том, что писатели Ильф и Петров обещают третий роман про ловкача-«турецкоподданного», «великого комбинатора» Остапа Бендера. Роман с рабочим названием «Подлец» должен был стать своеобразным завершением трилогии, в которую вошли бы «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Но роман тот так и не был написан. Зато кинематограф Остапа Бендера полюбил, и информация о том, что готовится новая экранизация похождений Великого комбинатора, появляется с завидной регулярностью.
Aif.ru вспоминает, кто и в каком возрасте сыграл главные роли в экранизациях бессмертного творения Ильфа и Петрова.
Для начала полистаем книжку с описаниями героев. Какого Остапа придумали писатели в 1927 году? Великому комбинатору 27 лет. Он поучился в частной гимназии, поработал на ярмарках, посидел в Таганской тюрьме, вызубрил и даже начал чтить Уголовный кодекс. И побывал в Средней Азии.
Остапом мог стать даже Магомаев
Максимально приближенным по возрасту к герою был 34-летний Андрей Миронов, которого Остапом Бендером сделал Марк Захаров (фильм 1975 г.). За ним идет 42-летний Николай Фоменко, сыгравший эту роль у Максима Паперника (2004 г).
Арчилу Гомиашвили в момент съемок было 44. Он давно уже был лысым. А как актера его практически никто не знал. Да еще и в Госкино — при утверждении на роль — возмутились: «Почему в роли Бендера будет грузин?» Присутствовавший на встрече Григорий Чухрай поспешил защитить режиссера: «А почему нет? Папа у Остапа действительно был турецкоподанный, но мама-то вполне могла быть грузинкой». Ответ высокому начальству понравился. Гомиашвили был утвержден.
Но, если бы Госкино пошло на принцип и забраковало кандидатуру актера, неизвестно, состоялся бы фильм Гайдая «12 стульев» или нет. Для многих он — лучшая киноистория про Остапа Бендера. А ведь Гайдай, кажется, прошел все круги ада, пока не вспомнил о встрече с Арчилом.
Поиски актеров шли весь 1970 год. Некоторых Леонид Иович выбрал из чувства солидарности и дружбы: в седьмой раз у него снимались Никулин и Вицин, в четвертый — жена Нина Гребешкова. По второму разу режиссер пригласил Пуговкина, Этуша, Варлей, Ясуловича, Шпигеля, Павлова, Зеленую, Румянову и Романа Филиппова. А вот для Натальи Крачковской, Савелия Крамарова, Натальи Воробьевой и Сергея Филиппова встреча с комедиографом Гайдаем была первой.
В общем, все исполнители были найдены. И только Остап не находился никак. Полсотни лучших актеров приезжали на пробы. 22 из них точно украсили бы любой фильм. Возможно, и «12 стульев» Гайдая: Андрей Миронов, Алексей Баталов, Михаил Козаков, Владимир Высоцкий, Никита Михалков, Анатолий Кузнецов, Олег Борисов, Спартак Мишулин, Александр Белявский, Владимир Басов, Фрунзик Мкртчян, Николай Губенко, Евгений Евстигнеев, Александр Лазарев, Валентин Гафт… Но Гайдая, по большому счету, не устраивал никто. Ему важен был исполнитель, который стал бы абсолютной антитезой Сергею Юрскому, только что снявшемуся в «Золотом теленке». В отчаянии Леонид Иович даже предложил роль Муслиму Магомаеву. Но, к счастью, тот хорошо понимал, на что он способен. Да и не любил книгу «12 стульев».
Говорил Саранцев, пел Золотухин
Когда времени на поиски уже не осталось, Гайдай снова пригласил Высоцкого на встречу — его пробы казались самыми выигрышными. Но Владимир… сорвался, запил.
Режиссер позвонил Белявскому. И 10 марта 1970 года съемки наконец начались. Правда, традиционная бутылка шампанского перед запуском процесса не разбилась. У киношников это — плохая примета. Гайдай расстроился: «Неспроста это. Хлебнем мы еще горя…» И оказался прав.
Уже через несколько дней стало понятно, что Сергей Филиппов — Киса Воробьянинов в кадре смотрится выигрышнее, фактурнее Белявского. А это неправильно. Съемки остановили. Снова начался поиск. Но где искать, если все актерское мужское население уже просмотрено?
И тут Леонид Иович вспомнил недавнюю встречу в Горьком, где он смотрел эстрадный спектакль «Золотой теленок», поставленный Юрием Любимовым и Арчилом Гомиашвили. Все роли играл… Гомиашвили. Да так, что Гайдай был ошеломлен! Выход был найден.
После премьеры фильма никому не известный грузинский актер проснулся звездой. Роль принесла ему не только славу и любовь зрителей, но и настоящее богатство. О миллионере Гомиашвили слагали легенды. При этом в «12 стульях» он сам озвучил лишь несколько эпизодов, в основном за него говорил Юрий Саранцев, а пел — Валерий Золотухин.
А что с другими героями?
Что до остальных героев, то Ипполиту Матвеевичу (Кисе Воробьянинову) в книге «52 года — не шутка», а Сергею Филиппову, снявшемуся у Гайдая, было 58. Хотя рост актера соответствовал тому, что сочинили писатели: «Ипполит Матвеевич поглядел на тещу сверху вниз. Его рост доходил до 185 см». У Филиппова было 184 см.
Мадам Грицацуеву Гайдай доверил Наталье Крачковской. И переиграть ее уже вряд ли кто-то сможет. Как писали Ильф и Петров, «молодая была уже не молода. Ей было не меньше 35 лет». При этом она — «знойная женщина, мечта поэта». Крачковской на момент съемок было 32.
Подходили по возрасту и другие актеры: 62-летняя Евдокия Урусова сыграла тещу Кисы — мадам Петухову (по книге — 59 лет). А 21-летняя Наталья Воробьева — Эллочку Щукину (20–25 лет).
Пельтцер, Волкова, Немоляева — кто лучше?
А вот как подобрал актеров Марк Захаров, взявшийся за ту же книгу спустя пять лет после выхода «12 стульев» Гайдая.
Остапом Бендером у него стал 34-летний Андрей Миронов. 52-летнего Кису сыграл 53-летний Анатолий Папанов. 37-летняя Лидия Федосеева-Шукшина облачилась в наряд 35-летней мадам Грицацуевой. 59-летней Клавдией Васильевной Петуховой Захаров попросил стать… 71-летнюю Татьяну Пельтцер. А 23-летняя Елена Шанина превратилась в косноязычную ровесницу — Эллочку Щукину.
Максим Паперник, взявшийся в 2004 году повторить успехи Гайдая и Захарова, предложил роли популярным личностям. Однако не все из них владели талантом драматического актера. Результат получился не очень. Но справедливости ради напомним, что 42-летнему Николаю Фоменко посчастливилось перевоплотиться в Остапа Бендера, которому было 27. 57-летний Илья Олейников примерил костюм 52-летнего Кисы. Нина Усатова в 53 года сыграла… 35-летнюю мадам Грицацуеву. Ольга Волкова в 65 стала тещей Кисы, который получился всего на 8 лет моложе. А молоденькую Эллочку сыграла 35-летняя певица Анжелика Варум.
Вопрос, зачем опять снимать «12 стульев», стал уже риторическим. Режиссерам хочется. Отказать им могут только продюсеры. А если не отказывают, значит, это кому-нибудь нужно.
Итак, совсем не молодой Петр Зеленов решил тоже внести свое имя в список создателей экранизаций «12 стульев». Часть актеров уже утверждена. Так, 45-летняя Ирина Пегова попробует справиться с ролью 35-летней мадам Грицацуевой. 59-летнюю Клавдию Петухову (та-дам!!!) режиссер предложил сыграть… 86-летней Светлане Немоляевой. А Людмила Колесникова в свои 42 будет изображать 20–25-летнюю Эллочку.
Ждем результатов.