В 1968 году американский писатель Артур Хейли, произведения которого отличала очень тщательная проработка фактических данных, выпустил роман «Аэропорт» — достаточно точное описание одного дня работы большого аэропорта в сложных условиях. Одной из сюжетных линий романа стало происшествие с одним из рейсом; катастрофу удалось предотвратить благодаря героизму экипажа и наземных служб. Спустя два года был снят фильм «Аэропорт», который оказался чрезвычайно популярным; эта картина получила три продолжения. Тема авиакатастроф в кино оказалась настолько популярной, что и пародия на них — комедия Джима Абрахамса и братьев Цукеров «Аэроплан» — тоже оказалась хитом. Советским ответом на увлечение подобными сюжетами стал «Экипаж» Александра Митты, премьера которого состоялась 12 мая 1980 года и который тоже стал рекордсменом — картину посмотрело 71,1 млн зрителей.
В фильме Митты снимались звезды советского кино — главные роли исполнили Георгий Жжёнов и Леонид Филатов, сыгравшая стюардессу Тамару актриса Александра Яковлева, как говорится, после этой картины проснулась знаменитой. В других ролях были заняты Екатерина Васильева и Елена Коренева, а сыгравший террориста Олег Видов вскоре уехал из СССР и в титрах указан не был.
Спустя 36 лет после этого «Экипажа» появился другой, российский «Экипаж». Эту версию сюжета о подвиге летчиков гражданской авиации снял в 2016 году Николай Лебедев («Легенда № 17»), а главные роли исполнили звезды уже российского кино — Данила Козловский и Владимир Машков. Впрочем, создатели нового «Экипажа» утверждали, что это не ремейк, а лишь кино по мотивам картины Митты; хотя название они купили честь по чести, а Митта был одним из консультантов картины. Правда, заметных отличий действительно было много.
Самолет: Ту-154 против Ту-204
Это изменение вызвано прошедшим между фильмами временем. В конце 1970-х (когда происходит действие картины Митты) Ту-154 был основным пассажирским лайнером Советского Союза. Впрочем, этот самолет был очень распространен и в России, но уже в 1998-м его выпуск свернули, а в конце 2000-х господство 154-х завершилось окончательно.
Ту-204 — это тоже советская разработка, его выпуск начался в 1990 году; он не получил такого же распространения, как Ту-154 — 204-х выпущено меньше сотни, тогда как 154-х было изготовлено больше тысячи. В настоящее время (и во время съемок фильма Лебедева) большинство отечественных авиакомпаний используют авиалайнеры производства Boing или Airbus, но в данной картине — по понятным причинам — иностранные самолеты решили не использовать.
В «Экипаже» Лебедева, кстати, есть еще один самолет — транспортный Ан-26, еще одно наследие советского прошлого; этот самолет еще более массовый, чем Ту-154 (построено 1,4 тысячи штук), он эксплуатируется до сих пор, причем и в переделанном, пассажирском варианте.
Состав экипажа: бортпроводник против стажера
Профессию одному из главных героев в фильме 2016 года пришлось сменить — бортинженера (у Митты его играл Филатов) в составе экипажей больше нет. Поэтому герой Козловского стал вторым пилотом-стажером — хотя характер и любовь к женщинам явно унаследовал от сыгранного Филатовым персонажа.
В соответствии с требованиями времени сменила профессию и девушка, в которую влюбляется бортинженер, превратившийся во второго пилота. У Митты она была стюардессой (её играла Яковлева), у Лебедева тоже стала пилотом (её играет литовская актриса Агне Грудите). И, кстати, сексуальную сцену между героями Филатова и Яковлевой (эта сцена была одной из самый откровенных в советском кино) в новом «Экипаже» воспроизводить не стали, сняв этот эпизод достаточно целомудренно.
Любопытно, что в «Экипаже» Митты был второй пилот (его играл Анатолий Васильев), который по семейным обстоятельствам уходил из гражданской авиации, был пилотом вертолета, но вернулся обратно. В новом фильме сюжетная линия этого персонажа просто отсутствует.
Отметим также, что в «Экипаже» 1980 года главные герои работали в «Аэрофлоте» — единственной авиакомпании СССР; герои «Экипажа» 2016 года трудятся в частной авиакомпании, но в конце переходят на работу как раз в «Аэрофлот», который и сейчас остается самым крупным авиаперевозчиком России.
Место катастрофы: юг против востока
У Митты фильм рассказывал о спасательной операции — экипажу было поручено вывезти советских специалистов из горного города нефтяников Бидри; это выдуманное место, которое, скорее всего, находится где-то в Иране или Афганистане. Там случилось землетрясение, а самолет прилетает на место назначения, когда аэропорт уже разрушен подземными толчками и на него надвигается селевой поток с горящими нефтепродуктами.
У Лебедева место катастрофы перенесено на много тысяч километров, да и попадают туда российские летчики относительно случайно. После скандала с влиятельным пассажиром директор авиакомпании отправляет проштрафившийся экипаж подальше, в Азию, куда заодно нужно перегнать самолет (тот самый Ту-204). Ну а по дороге этот экипаж отзывается на просьбу о помощи — на вулканическом острове (по сюжету — несуществующий остров Канву рядом с Алеутскими островами) землетрясение, угроза извержения вулкана и необходима срочная эвакуация.
Подвиг: ремонт на ходу против перехода между самолетами в воздухе
Сами эвакуации и из горного города (у Митты), и с острова (у Лебедева) очень похожи. Аэропорты объяты пламенем, и экипажам приходится взлетать в сложных условиях. Правда, в фильме 2016 года эта часть усложнена — двое из членов экипажа (Машков и Агне Грудите) увозят часть пострадавших на транспортнике Ан-26, а оставшийся (Козловский) проводит заодно и спасательную наземную операцию, а потом вывозит спасенных на Ту-204.
Основные различия между фильмами начинаются уже в воздухе. В «Экипаже» 1980 года самолет поврежден, в корпусе трещина, частично заблокирован руль высоты. Двум членам экипажа — героям Васильева и Филатова — приходится выходить на обшивку и ремонтировать повреждения. С двух попыток они справляются с этим.
У Лебедева возвращение тоже проходит трагично, но по другой причине: у Ан-26 пробит бензобак, он теряет топливо и точно не доберется до ближайшего аэродрома. Поэтому экипажу приходится связывать два самолета тросом и переправлять людей на борт Ту-204; без жертв эта операция не обходится, но главные герои остаются целы.
Место приземления: Москва против Петропавловска-Камчатского
В фильме Митты экипаж Ту-154 доставил спасенных в Москву. Посадка в одном из аэропортов столицы получилась жесткой — у самолета всё-таки оторвало хвост, но благодаря принятым мерам (всех пассажиров перевели в передний салон) и мастерству пилотов жертв удалось избежать.
В «Экипаже» 2016 года посадка происходит в аэропорту Елизово в Петропавловске-Камчатском — ближайшем к вулканическому острову. При этом посадке мешают погодные условия — на аэропорт надвигается грозы — и плохая видимость. Посадка тоже получается жесткой — у самолета не вышло одно шасси, он потерял крыло и лег «на брюхо». Но в итоге всё завершилось благополучно — в том числе и для главных героев, которые перешли работать в «Аэрофлот».