Примерное время чтения: 5 минут
3861

«Дорога на Берлин»: война без пафоса и лжи

Кадр из фильма

В этом году в связи с юбилеем Победы в Великой Отечественной войне в прокат выходит сразу несколько российских фильмов, посвящённых значимой дате. Среди них и лента молодого режиссёра Сергея Попова «Дорога на Берлин», которая стартует в кинотеатрах 7 мая.

Идея картины принадлежит генеральному директору Киноконцерна «Мосфильм» Карену Шахназарову. Известный режиссёр задумал снять «Дорогу на Берлин» ещё в 2002 году. Во время работы над экранизацией военной повести «Звезда» Эммануила Казакевича Шахназаров обратил внимание на другое произведение советского писателя «Двое в степи» и решил объединить эту повесть с военными дневниками Константина Симонова. Непростую работу над сценарием руководитель «Мосфильма» доверил Евгению Никишову, а в кресло режиссёра пригласил своего бывшего ученика Сергея Попова.

«Дорогу на Берлин» можно называть ремейком советского фильма «Двое в степи», который в 1962 году снял Анатолий Эфрос. Однако, картины во многом различаются: в новой экранизации акцент сделан на отношениях двух бойцов, а в советском фильме на образе молодого офицера Огракова. Эфрос показывает довоенную жизнь героя,  чтобы лучше раскрыть его характер, а Попов специально не знакомит зрителей с прошлым юноши. Тем не менее с самых первых кадров «Дороги на Берлин» мы проникаемся симпатией к военному преступнику Огаркову, который приговорён к расстрелу из-за того, что ему не удалось вовремя передать приказ. Провинившегося бойца к месту расстрела ведёт ответственный рядовой Джурабаев, и по дороге бывшему офицеру неоднократно предоставляется возможность сбежать от строгого конвоира, но юноша остаётся, ведь для него приговор - это вопрос долга перед Родиной, перед самим собой.

Кадр из фильма «Дорога на Берлин»

Тема выбора и нравственных ценностей проходит через весь фильм, но какими бы ни были поступки бойцов, создатели «Дороги на Берлин» доказывают, что современный зритель не имеет права осуждать героев, ведь их действия продиктованы фоном страшных событий войны. Другая ключевая тема фильма – это дружба. Между осуждённым офицером и его конвоиром постепенно возникает взаимное доверие и привязанность. По дороге к месту расстрела провинившийся Ограков и рядовой Джурабаев помогают друг другу в самых тяжёлых и опасных ситуациях, едят из одного котелка, прикрываются одной шинелью. Осуждённый, чтобы раздобыть новые сапоги для конвоира, даже расстаётся со своей главной драгоценностью – фамильными часами. Юный офицер понимает, что на войне другие законы, и истинная ценность заключается не в материальных вещах, а в отношениях между людьми.

Кадр из фильма «Дорога на Берлин» 

Молодым актёрам удалось очень точно передать развитие героев, оказавшихся на войне: сначала мы видим неопытных мальчишек, а в конце фильма настоящих мужчин, героев. Для Юрия Борисова образ провинившегося офицера стал первой серьёзной ролью в кино, а для Амира Абдыкалова «Дорога на Берлин» - дебют. Образ рядового Джурабаева на экране воплотил обычный электрик, который по счастливой случайности оказался на пробах и был сразу утверждён на главную роль. Перед неопытными актёрами стояла невероятно сложная задача, с которой они прекрасно справились. Им удалось показать историю отношений разных по характеру и жизненным позициям бойцов, которых объединило общее горе – война.

Кадр из фильма «Дорога на Берлин» 

«Дорога на Берлин» сильно отличается от большинства последних отечественных фильмов, посвященных военной теме. Он не претендует на звание блокбастера, в нём нет многочисленных красочных сцен боёв, спецэффектов и излишнего натурализма, но кинолента не менее эмоциональна, чем самые дорогостоящие современные картины. Создатели «Дороги на Берлин» пошли по дороге советского кинематографа и на первое место вынесли историю героев. В результате получился эмоциональный фильм без лишнего пафоса и надрыва.

Кадр из фильма «Дорога на Берлин»

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах