40 лет назад миллионы советских зрителей, затаив дыхание, каждый вечер следили за перипетиями телевизионного детектива «ТАСС уполномочен заявить...» по роману Юлиана Семенова.
В картине собрали россыпь «звезд»: Вячеслава Тихонова, Юрия Соломина, Леонида Куравлева, Вахтанга Кикабидзе, Алексея Петренко. Главную женскую роль сыграла обворожительная Ирина Алферова. А «продюсером» стал глава КГБ Андропов, предложивший Юлиану Семенову идею для знаменитого романа.
Работал без черновиков
Юлиан Семенов писал свое произведение, опираясь на материалы расследования по делу советского предателя Огородника, занимавшего не самую высокую должность в МИД СССР, но при этом имевшего доступ к секретным документам. Огородник был завербован в начале 1970-х во время зарубежной командировки и не один год снабжал ЦРУ ценными сведениями. Советским чекистам потребовалось длительное расследование, чтобы вычислить «крота».
Идею написать роман, в основу которого легла бы история Огородника, писателю подал руководитель КГБ Юрий Андропов во время личной встречи. Произошло это в 1978 г. Тогда же Семенову дали возможность ознакомиться с подробностями расследования.
К удивлению Андропова, готовая рукопись лежала у него на столе уже через две недели после разговора.
То, что Семенов оперативно воплощал идеи своих романов, подтверждает и его дочь Ольга. В одном из интервью она вспоминала: «Работал папа очень быстро, причем никогда не писал от руки — только на машинке. Большинство своих романов он писал за 20–30 дней, максимум — за два месяца. Работал с раннего утра и до позднего вечера, потому что иначе просто не умел».
К слову, именно нацеленность Семенова сделать работу в сжатые сроки и стала причиной ссоры автора романа «ТАСС уполномочен заявить» с режиссером Татьяной Лиозновой, которая к тому времени прославила писателя сериалом про Штирлица. Именно ей поручили экранизировать новый роман писателя. Но сам Семенов этому категорически воспротивился, заявив, что «Лиознова работает медленно». Писатель предложил кандидатуру режиссера Бориса Григорьева, который также уже снимал картины по роману Семенова — «Петровку, 38» и «Огарева, 6». Григорьев успел снять первый материал, смонтировать... и получил резкую критику писателя. Автор романа заявил, что режиссер выбрал не ту стилистику — получался динамичный полицейский детектив, в то время как роман был детективом политическим, с вдумчивым повествованием. В итоге сериал снял режиссер Владимир Фокин, который оказался с Семеновым «на одной волне».
Предатель Трианон — хладнокровный убийца
К тому моменту, когда Андропов предложил Семенову идею для романа, их уже связывала многолетняя дружба. А началась она с письма Семенова на Лубянку, в котором он негодовал, что у него отбирали при выходе из архивов записи, сделанные для работы над новым произведением, и не возвращали. В ответ Андропов, тогда только занявший должность главы КГБ, позвонил писателю и пригласил обсудить ситуацию при личной встрече. Семенов принес в подарок один из своих романов, предупредив, что несколько исторических персонажей в нем неоднозначны, на что его собеседник ответил, что однозначных исторических персонажей не бывает. Книгу Андропов не просто прочитал, он стал поклонником таланта Семенова и одним из тех, кому Семенов доверял первым читать рукописи новых произведений.
Оценил Андропов и «ТАСС уполномочен заявить...». В фильме, так увлекшем советского зрителя, происходит дуэль между ЦРУ и КГБ. Американцы вербуют в одной из африканских столиц советского внешнеторгового работника Сергея Дубова, который получает за океаном имя Трианон. Цель ЦРУ — свержение народного правительства Джорджа Гриссо в Нагонии (считается, что прототипом была Ангола), встречает противодействие этим планам советского правительства. Когда Трианон возвращается в Москву, то становится «ушами» и «глазами» ЦРУ, давая возможность американцам знать наперед, что собирается предпринять СССР в африканской стране, ставшей ареной поединка двух сверхдержав.
Сотрудники КГБ, вычисляя предателя, очерчивают круг из 9 человек. При этом завербованный Дубов оказывается на первых порах вне подозрений. Трианона играл Борис Клюев, которого пришлось долго уговаривать. У актера не лежала душа к тому, чтобы изображать предателя. Тогда режиссер предложил снять дополнительную сюжетную линию, которая бы объясняла, как дипломат пошел на предательство Родины. Но консультанты картины высказались против очеловечивания Трианона.
Добавим, что герой Клюева убил свою возлюбленную, которую играла Ирина Алферова, после того, как та начала догадываться о его истинном лице. Простившись утром с убитой им женщиной, он уже вечером заводит следующий роман с новой девушкой, которая нужна ему как прикрытие во время встреч с западными кураторами.
Торговля младенцами и кокаином
Исчадием ада предстает в картине и бывший резидент ЦРУ Джон Глэбб, который занимается организацией переворота в Нагонии.
Он кровно заинтересован в мятеже, потому что является хозяином кокаиновых плантаций в этой африканской стране. Ему нужно марионеточное правительство, чтобы без особого риска переправлять кокаин в США. В качестве «контейнеров» используются младенцы из Непала, которых буквально покупали у нищих родителей...
В свое время Юлиана Семенова критиковали за эту часть романа: мол, это же «адский ад». Но чем больше проходило времени с выхода романа «ТАСС уполномочен заявить...» и одноименного сериала, тем больше вылезало грязных подробностей о методах ЦРУ. И уже можно было подумать, что «контейнеры» в виде трупов младенцев вовсе не фантазия автора, а его осведомленность. Собственно, последние скандалы на Украине с американскими биолабораториями и «черными транспантологами», следы которых также ведут за океан, говорят о том, что реальность еще страшнее теорий заговоров, которые якобы слишком невероятны, чтобы быть правдой. А потому и «пупсики Катманду» из романа Семенова уже не воспринимаются скептически. А факты того, что ЦРУ связано с наркоторговлей, всплывали с момента создания фильма не раз.
К слову, день премьеры телевизионного детектива, продюсером которого можно назвать самого Андропова, назначался на высшем уровне — членами Политбюро ЦК КПСС. Было принято решение, что картину начнут показывать одновременно с Олимпиадой 1984 года, которая проводилась в США и которую наша страна бойкотировала. Это было ответом на действия Америки и их союзников, которые четырьмя годами раньше отказались приезжать в Москву на «Олимпиаду-80» из-за вмешательства СССР в военный конфликт в Афганистане.
Расчет советского правительства был прост — увлекательный политический детектив должен был отвлечь зрителей от новостей чуждой для нас заокеанской Олимпиады, где не было наших спортсменов. И сериал действительно имел феноменальный успех. А актер Юрий Соломин, сыгравший в фильме советского разведчика полковника Славина, был удостоен премии КГБ.