54573

Агент влияния Орлова. Легенды и мифы первого секс-символа СССР

Олеся Судзиловская в роли Любови Орловой
Олеся Судзиловская в роли Любови Орловой © / Ирина Маркова / Из личного архива

На «Первом канале» большая премьера — стартует сериал о судьбе легендарных личностей советского кино — Любови Орловой и Григория Александрова. Роли классиков отечественного кино исполнили Олеся Судзиловская и Анатолий Белый.

О том, как происходила работа над сценарием и какие тайны жизни великого творческого тандема открылись в процессе работы над проектом, в эксклюзивном интервью корреспонденту «АиФ» рассказала соавтор сценария сериала Татьяна Сотникова.

Слепо верить историям о них не могли

Сергей Грачёв, «АиФ»: Татьяна, написать сценарий о Любови Орловой и Григории Александрове — это была ваша инициатива, или вам предложили это сделать?

Татьяна Сотникова: Идея проекта появилась года четыре назад. В то время как раз был снят фильм по нашему с Владимиром сценарию — «Вангелия», о судьбе Ванги. Мы были очень довольны качеством проекта, поэтому были воодушевлены. И вот как-то мы сидели вместе с Анатолием Чижиковым, продюсером кинокомпании «Фаворит Фильм», которая делала «Вангелию», и редактором «Первого канала» и рассуждали: «А о ком из легендарных личностей можно было бы снять фильм?». Причём важно было, чтобы речь шла не просто об известной личности, а о личности выдающейся. И в какой-то момент пришла в голову Любовь Орлова. Продюсер только добавил: «Пусть тогда героями будут Орлова и Александров! Всё-таки история любви. И две выдающиеся фигуры». Мы тогда с радостью и энтузиазмом согласились, хотя на деле оказалось всё довольно сложно.

Съёмки сериала Орлова и Александров
Съёмки сериала «Орлова и Александров». Фото: Из личного архива/ Ирина Маркова

И что ваш энтузиазм развеяло?

Не то чтобы развеяло… Но как только мы стали погружаться в материал, изучать воспоминания, разговаривать с людьми — поняли, что работать будет очень непросто. Легендарные люди мира искусства все, в принципе, личности непростые. Но случай с Орловой и Александровым совершенно особый. Это были чрезвычайно закрытые люди. Вся их жизнь обросла каким-то невероятным количеством домыслов и слухов. Ну вот представьте: мы пытаемся написать об одном эпизоде, свидетелями которого было, допустим, пять человек. И все эти пять человек пересказывают этот эпизод, эту историю из жизни, связанную с Орловой и Александровым, совершенно по-разному. Ну просто небо и земля. Белое и чёрное!

При том, что они были настоящие звёзды, при том, что были людьми публичными — жили они не напоказ. И разделить в написанном о них правду и ложь было сложно. В каких-то случаях при написании сценария нам просто приходилось доверять интуиции— тому, как мы их почувствовали. Слепо верить всему, что мы читали об этой паре, что нам о ней рассказывали, мы не могли.

Съёмки сериала Орлова и Александров
Съёмки сериала «Орлова и Александров». Фото: Из личного архива/ Ирина Маркова

Орлову в подлостях не заметили

Помимо книжных, публицистических воспоминаний, наверное, не так много осталось людей, которые помнят Орлову и Александрова лично…

Конечно, в большей степени мы обращались к мемуарам, к книгам… Но очень важно, например, что режиссёр фильма Виталий Москаленко был лично знаком с Орловой. И какие-то вещи о ней он нам рассказывал. Это очень помогало в работе.

А что он вам рассказывал о ней?

Он знал её, когда она уже была немолода. Виталий пытался передать нам впечатления от её облика, от её манер, от умения держаться на публике и в приватной обстановке. То есть он передавал нам свои ощущения от встреч с ней. Это очень важный и ценный материал для создания достоверного образа.

Съёмки сериала Орлова и Александров
Съёмки сериала «Орлова и Александров». Фото: Из личного архива/ Ирина Маркова

В отличие от западных фильмов и сериалов о легендарных личностях, у нас очень любят рафинировать истории своих героев. Очень бы не хотелось увидеть очередные «сопли в сахаре»… Понимаю, вы фильм ещё не видели, но есть ли такой риск?

Вот уж чего мы пытались избежать при работе над сценарием, так это рафинированности истории. Непростых, спорных ситуаций в жизни Орловой и Александрова было предостаточно. Известно, что их использовало для своих нужд НКВД. Они были агентами влияния. Обо всём этом мы в сценарии написали. Но вместе с тем у нас не было ни желания, ни задачи написать о них гадости. Всякое было в их жизни. И жили они в очень непростое время, прямо скажем. И находиться в центре какой-то деятельности, а тем более в центре культурной деятельности и не делать при этом подлости было очень непросто. Но вот я, например, не могу припомнить, чтобы кто-то написал где-то, что Орлова сделала подлость! Не припоминаю такого.

Съёмки сериала Орлова и Александров
Съёмки сериала «Орлова и Александров». Фото: Из личного архива/ Ирина Маркова

Любовь на 50 лет

Вы сказали, что Орлова и Александров были агентами влияния НКВД. А что они думали о политической ситуации в стране?

Орлова старалась не касаться политики в частных разговорах. Ей-то очень хорошо было известно, что за этим следует. По воспоминаниям племянницы актрисы, близкая подруга Орловой вернулась из лагерей, искалеченная до неузнаваемости и морально, и физически. Она рассказывала Орловой жутчайшие вещи. Это всё было сравнимо с Освенцимом. А может, ещё страшнее. В такие минуты откровений задумываешься о том, что из себя представляет человечество вообще… Зачем нужна культура… Чего стоят все эти радостные фильмы… К чему все эти «Цирки»… Орлова понимала всё это. И, с одной стороны, она говорила: «Нас это не касается!», а с другой стороны, никогда не позволяла себе сознательно совершать подлости…

Съёмки сериала Орлова и Александров
Съёмки сериала «Орлова и Александров». Фото: Из личного архива/ Ирина Маркова

Но вы же сами сказали, что и Орлова, и Александров — очень мифологизированные фигуры. Откуда мы можем знать, способны ли они были на подлость?

Нет ни одного свидетельства подобных вещей. Да и личное ощущение при погружении в биографии этих людей говорит о том же. Но опять же — слишком много мифов вокруг их жизни. Не осталось абсолютно достоверных мемуаров… Хотя недавно адвокат Александр Добровинский, купивший дачу Орловой и Александрова, заявил, что нашёл немало личных писем, документальных свидетельств. Но мы их не видели… С другой стороны, известно, что невестка Александрова после его смерти выбросила архив на помойку. Так что достоверных свидетельств о жизни этой супружеской пары очень мало. Всё, что мы имеем, — это в основном свидетельства людей, которые их знали или якобы знали.

Единственное, что у меня не вызывает сомнений, — это невероятное чувство любви и уважения Орловой и Александрова друг к другу. Как бы о них ни сплетничали, какие бы тайфуны ни вторгались в их жизнь — любили они друг друга по-настоящему. И пронесли эту любовь практически 50 лет — до самой смерти. Я не думаю, что всегда их отношения складывались очень гладко… Но их любовь — это действительно была единственная любовь всей их жизни. Такое редко бывает.

Съемки сериала Орлова и Александров
Съемки сериала «Орлова и Александров». Фото: Из личного архива/ Ирина Маркова

Незыблемая скала

Исследуя личности Орловой и Александрова, что бы вы могли сказать о них в человеческом плане? Кто был мягче, кто жёстче? Кто любил овсянку, а кто гречку, например?

Мне кажется, что более цельной, сильной личностью была всё-таки Орлова. Но в то же время сложно судить о них с каких-то «бытовых табуреток», поскольку оба они, во-первых, были людьми, как я уже сказала, очень закрытыми, а во-вторых, масштабными... Их жизнь — это не анекдотец какой-то. Там было всё серьёзно, драматично, глубоко.

Но всё-таки у Орловой воспитание было совсем иное, чем у Александрова. Мандельштам написал: «Есть ценностей незыблемая скала». Так вот, мне кажется, у Орловой эта скала ценностей всегда была. И скала эта всегда была действительно незыблема. Орлову так воспитали, что её представления о добре и зле оказались очень устойчивыми. И это при том, что время подталкивало нарушать эти принципы.

Съёмки сериала Орлова и Александров
Съёмки сериала «Орлова и Александров». Фото: Из личного архива/ Ирина Маркова

То есть Орлова и Александров — это всё-таки не «два сапога пара»?

Есть не очень красивое, неудобное и не слишком корректное слово «симбиоз», но оно очень подходит к союзу Орловой и Александрова. При стольких десятилетиях совместной жизни они соблюдали дистанцию — как известно, называли друг друга на «вы». Известно, что Орлова никогда при муже не появлялась дома непричёсанной, не одетой тщательно. У них были твёрдые правила поведения даже в домашней обстановке. Но при всех этих удивительных правилах они были неразделимым организмом. Единым целым.

Кстати: в фильме «Орлова и Александров» появится немало и других исторических персонажей: Сергея Эйзенштейна сыграл Виталий Хаев, СталинаЕвгений Князев, Леонидом Утёсовым стал Николай Добрынин, Фаиной РаневскойЮлия Рутберг, а Максимом Горьким – Андрей Смоляков. Сергей Чирков играет оператора Нильсена, Алксей Вертков — сценариста Николая Эрдмана, Алексей Фатеев режиссёра Ивана Пырьева, а Роман Мадянов появится на экране как любимец публики, актёр Игорь Ильинский.

Смотрите также:

Оставить комментарий (5)

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы