Примерное время чтения: 11 минут
9802

Адреса Мастера и Маргариты: зачем Юрий Кара «переселял» героев Булгакова?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Куда и зачем утекают телезвёзды? 23/08/2017 Сюжет Наше старое кино
Кадр из фильма

Москвовед Татьяна Воронцова нашла ответы на эти вопросы и рассказала «АиФ», где в картине «Мастер и Маргарита» проходил бал Сатаны.

Патриаршие или Чистые?

В картине «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, снятой в 1994 г., но долгое время не видевшей свет из-за разногласий режиссёра и продюсеров ленты, Москва появляется в первых же кадрах: красивый панорамный вид Кремля и Патриарших прудов, с высоты птичьего полёта среди плотной городской застройки выглядящих зелёным прямоугольником с прудиком в центре.

«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина...» Действие начинается с того, что Берлиоз (Михаил Данилов) и Бездомный (Сергей Гармаш) приходят на бульвар. «Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной». Но в фильме герои сидят наоборот — спиной к Патриаршим прудам, лицом к Малой Бронной (1). Посадив героев таким образом, оператор убивает сразу двух зайцев — показывает павильончик, стоящий на пруду, и узнаваемый рисунок ограды. И московский зритель сразу понимает: дело происходит действительно на Патриарших. Но дальше — монтаж. Берлиоз и Бездомный переходят трамвайные пути и пьют воду на Чистых прудах (2). В кадре театр «Современник». Объясняется подмена просто: в романе Берлиозу голову отрезает трамвай, но на Патриарших трамвайных путей нет.

В фильме герои сидят наоборот — спиной к Патриаршим прудам, лицом к Малой Бронной.
В фильме герои сидят наоборот — спиной к Патриаршим прудам, лицом к Малой Бронной. Кадр из фильма

Дальше погоня Бездомного за странной троицей Воландом (Валентин Гафт), Коровьевым (Александр Филиппенко) и котом Бегемотом (Виктор Павлов). Мелькают переулки в окрестностях Патриарших, потом герой Гармаша оказывается на Васильевском спуске и Красной площади. Слышим вопль Бездомного: «Здесь, в Кремле, укрылась нечистая сила!» Нам показывают и «МАССОЛИТ», у Булгакова эта литературная организация располагалась на бульваре, но киношники поселили литераторов в Центре восстановительной медицины и реабилитации у ст. м. «Речной вокзал». Усадебный дом купца Митрофана Грачёва ещё называют «Монте-Карло в Ховрино»: по преданию, он выиграл деньги на постройку особняка в карты и попросил архитектора Льва Кекушева, чтобы постройка напоминала по виду казино в Монте-Карло.

Клиника профессора Стравинского, куда отвезли Иванушку Бездомного и где к тому моменту обитал Мастер (Виктор Раков), в романе находится на окраине города. Но в фильме нам показывают самый центр — врачебно-физкультурный диспансер на Земляном Валу, 53, стр. 8 (3). Место это популярно у киношников, вспомним хотя бы «Покровские ворота». У бывшей усадьбы Усачёвых-Найдёновых очень приметное крылечко, на котором сидят львы и грифоны, они как раз и мелькают в кадре «Мастера и Маргариты».

У бывшей усадьбы Усачёвых-Найдёновых очень приметное крылечко, на котором сидят львы и грифоны.
У бывшей усадьбы Усачёвых-Найдёновых очень приметное крылечко. Кадр из фильма

Кого Булгаков не приглашал

Для сеанса чёрной магии Воланда Кара нас приводит в сад «Эрмитаж» на Каретном Ряду (4). Роскошные фонари, аллеи, аттракционы, летняя эстрада. Зданием варьете, где проходит выступление Воланда, стал Зеркальный театр, который сегодня занимает «Новая опера».

Зданием варьете, где проходит выступление Воланда, стал Зеркальный театр, который сегодня занимает «Новая опера».
Зданием варьете, где проходит выступление Воланда, стал Зеркальный театр, который сегодня занимает «Новая опера».  Кадр из фильма

Особняк Маргариты (Анастасия Вертинская) расположен на Остоженке, 21 (5). Отсюда в одну из ночей она вылетает на метле. Пролетая около Дома драмлита, где жил ненавистный ей критик Латунский (Владислав Ковальков), разгромивший роман Мастера, героиня Вертинской разбивает ему окна. У Булгакова во время полёта Маргарита невидима и абсолютно обнажена, а в картине героиня своим полётом привлекает внимание прохожих.

В романе встреча Азазелло (Владимир Стеклов) и Маргариты происходит в Александровском саду, а в фильме герои сидят на скамеечке, поставленной кинематографистами на Большом Москворецком мосту.

В фильме герои сидят на скамеечке, поставленной кинематографистами на Большом Москворецком мосту.
В фильме герои сидят на скамеечке, поставленной кинематографистами на Большом Москворецком мосту. Кадр из фильма

Подвальчик, где жил Мастер, снимали в Мансуровском пер., 9 (6). Это деревянный дом на каменном основании, в фильме можно увидеть его и снаружи, и изнутри. Но в сцене, когда Маргарита спешит к Мастеру, по воле киношников героиня почему-то идёт по Малому Ивановскому пер.

Великий бал у сатаны начинается в замечательной подмосковной усадьбе «Марфино» в 25 км от Москвы по Дмитровскому ш., там сегодня размещается санаторий. В роскошном комплексе снимались эпизоды приезда гостей. Архитектура в стиле неоготики, навевающая мрачные мысли... А непосредственно бал проходил в Сандунах (Неглинная, 14, стр. 7) (7). Действующие с 1808 г. публичные бани не раз уже привлекали внимание кинематографистов. В бассейне Сандунов великий Сергей Эйзенштейн снимал в 1925 г. шторм на Чёрном море для немой ленты «Броненосец «Потёмкин». В Сандунах парились персонажи Сергея Бодрова-младшего в «Брате-2» и Арнольда Шварценеггера в «Красной жаре». В Сандуны приезжают герои картины «Старый Новый год». В фильме Юрия Кары на балу у Сатаны присутствуют Ленин, Сталин, Гитлер, Пётр I, Наполеон. Булгаков бы этому очень удивился — он их «не приглашал».

Бал проходил в Сандунах.
Бал проходил в Сандунах. Кадр из фильма

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло». У Булгакова герои рассматривают Москву с дома Пашкова. Но в фильме съёмки ведутся с крыши Российской государственной библиотеки им. Ленина (Воздвиженка, 3/5) (8). С «Ленинки» открывались более удачные ракурсы на Кремль, на центр города, и не попадал в кадр образец хрущёвской архитектуры Государственный Кремлёвский дворец, разрушающий антураж 1920-1930-х гг. Скульптуры, которые высятся на крыше библиотеки, в фильме обмотаны тканью и перевязаны верёвками, что тоже создаёт мистическую ауру.

С «Ленинки» открывались более удачные ракурсы на Кремль, на центр города.
С «Ленинки» открывались более удачные ракурсы на Кремль, на центр города. Кадр из фильма

В финале мы слышим слова Воланда о Москве: «Какой интересный город, не правда ли?» И с героем Валентина Гафта трудно не согласиться.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах