Режиссёр Скотт Уокер известен как автор документальных картин и короткометражек. Первой своей полнометражной художественной работой он выбрал экранизацию реальной истории маньяка, который в 1980-х убивал женщин в северных штатах, а потом закапывал их тела в глухих лесах Аляски.
Маньяка Роберта Хансена сыграл Джон Кьюсак, а полицейского, который его вычислил, — Николас Кейдж, чередующий в последнее время два ампула: «адского гонщика» или хорошего слуги закона, который спасает хороших людей от негодяев.
Собственно, ничего нового от Кейджа никто и не ждал — очередная заштампованная роль честного полицейского, который в одиночку противостоит злу, на этот раз принявшему форму коррупции в рядах полиции. Вернее, не столько коррупции, сколько равнодушия ко всему, кроме плана раскрываемости, и нежелания смотреть дальше своего носа. Каждый раз, когда всплывает история с поимкой очередного маньяка, который в течение многих лет убивал людей под носом у полиции (неважно, чьей — нашей или западной), встаёт вопрос: «Как это могло случиться?». Режиссёр Скотт Уокер в фильме «Мёрзлая земля» даёт на этот вопрос подробный и достоверный ответ. Закон — палка о двух концах, и иногда он обращается против жертвы в пользу преступника, если жертва находится на дне социума, а преступник — на вершине.
Герой Кьюсака — образец примерного семьянина и добропорядочного избирателя. Жена и двое детей, индейка на Рождество, молитва перед обедом и охота как хобби — стандартный набор человека, целиком и полностью вписанного в систему моральных и поведенческих норм, из которых складывается общество. Но за фасадом приличного гражданина скрывается шкаф, битком набитый скелетами, — причём настоящими. Скелетами молодых девушек, на которых прекрасный парень Роберт охотится вместо оленей и кабанов, видимо, для разнообразия. Причём все жертвы — представительницы неблагополучных слоёв общества: юные проститутки, начинающие фотомодели или студентки, которые не прочь подзаработать сомнительными способами вроде участия в эротической фотосессии.
Хочется отметить прекрасную актёрскую работу Кьюсака — его маньяк получился не похожим на Лектора и остальных, ставших классикой жанра. Роберт в исполнении Кьюсака ничем себя не выдаёт, но что-то такое есть у него в глазах, что с самого начала настораживает зрителя. Даже мелкие жесты рук, которые сами по себе никакого значения не имеют, вызывают если не прямое отвращение, то подозрение на психическую ненормальность этого сверхнормального человека.
И конечно, нельзя обойти вниманием и натурные съёмки, которые чётко работают на общую атмосферу фильма, а не становятся просто красивыми картинками, затыкающими дыры в сюжете.
Приятно, что режиссёр делал ставку на актёрскую игру, а не на спецэффекты, и хотя ему не удалось уйти от общих мест, вроде трогательных сцен между полицейским и его подопечной, но в целом, Уокеру удалось выразить то, что он хотел донести до зрителя: равнодушие общества к жертвам насилия — основная причина того, что многие преступления становятся возможными, а преступники остаются безнаказанными.