Марк Форстер, известный как режиссер фильмов «Квант милосердия» и «Проповедник с пулеметом», решил снять зомби-апокалипсис, видимо, прельстившись популярностью оживших мертвецов у зрителя.
Поскольку, Форстер снимает боевики, а не хоррор, то зомби, которые являются главной приманкой для посетителей кинотеатров, тут весьма условны. Вместо них могло быть что угодно — чудовище, арабские террористы, потоп, ураган, словом, любой фактор разрушения.
Сам режиссер, представляя фильм, пространно рассказывал о том, как долго создавались мертвецы, как пытались их сделать оригинальными и не похожими на других, но ничего особенно в них нет. Ожившие трупы из сериала «Ходячие мертвецы», который снимался при гораздо меньшем бюджете, и то гораздо «живее» и убедительней.
Конечно, грим и компьютерная графика потрясают воображение, но главное отличие зомби Форстера — скорость — мы уже видели в картине «Тепло наших тел», где покойники тоже бегали и карабкались по стенам довольно бодро. То есть, Форстер просто приукрасил уже известный подвид быстрых зомби.
Мир внезапно охватывает страшная пандемия — откуда-то из глубин Азии распространилась зараза, за считанные секунды превращающая человека в злобную безумную тварь, единственная цель которой — заразить через укусы как можно больше здоровых людей.
Герой Брэда Питта, бывший следователь ООН Джерри Лейна, в это время едет по городу с женой и детьми, не подозревая о том, что через минуту попадет в кошмар, а привычная жизнь перестанет существовать. Но, поскольку за плечами у него большой опыт выживания в экстремальных ситуациях, Джерри удается вырваться из гибнущего города и спасти семью.
Собственно, сюжет калькирован с других фильмов-катастроф, например, «Войны миров» и «2012». Там герои также оказываются в центре апокалипсиса и спасают семьи. Однако в «Войне миров Z» линия сплочения семьи перед лицом опасности до конца не выдержана.
В «Войне миров» и в «2012» в центре картины обычный рядовой человек, который выживает в катастрофе благодаря двум факторам: счастливому случаю и любви к близким. Стремление спасти дорогих людей превращает обывателя в героя, который уцелел на руинах цивилизации вопреки всему.
Форстер простым людям в таком шансе отказывает — Лейн, который с виду похож на рядового гражданина с обыкновенной семьей, на деле оказывается бывшим агентом ООН, и спасается только потому, что властные структуры присылают за ним вертолет с военными.
Так что если вы не герой спецслужб, способный голыми руками положить армию вооруженных до зубов террористов, то спасения вам не видать, как своих ушей. Никаких вертолетов и безопасных мест для малоценных членов общества не предусмотрено — даже президента США и то сожрали, что уж о других говорить.
Да и вообще всех съели, кроме Питта и его семьи. И зря — Питт в роли ходячего мертвеца значительно бы взбодрил действие и придал картине оригинальности. А так фильм получился набором штампов.
Конечно, съемки масштабны и грандиозны, но мы уже не раз видели горящие вертолеты, падающие в лес самолеты, пылающие города и иные картины глобальной разрухи. Много в фильме эффектных сцен: например, атака армии мертвецов на гигантскую защитную стену, который Израиль отгородился от напасти, да и бегущий по улицам Иерусалима Питт колоритен как никогда, но это все — отдельные кадры, которые хороши лишь сами по себе.
Сценарий создатели явно не доработали: Питт оставляет семью и отправляется спасать мир в одиночку, но на сцены его трогательных объятий с близкими затрачено так много экранного времени, что непонятно, зачем было перегружать сюжет семьей, если в дальнейшем она никакой роли не играет. С тем же успехом герой мог быть и одиночкой, и сразу отправиться в свой тур по опустевшим странам в поисках разгадки причин эпидемии.
Линия с разгадкой также оканчивается пшиком — всю картину Питт бегает в поисках первоисточника вируса, облетает полмира (при этом постоянно съедают кого-то из его спутников), а в итоге за полчаса до конца фильма придумывает унылую и маловероятную версию спасения. Которая, опять же, могла быть абсолютно любой. Если в «Войне миров» Уэллс придумал гениальный выход из катастрофы, то создатели «Войны миров Z» выкрутились подручным кустарным способом. Заканчивается картина мегапафосной сценой: герой возвращается к жене и детям, а планета поет ему хвалу по принципу: идут пионеры — салют Брэду Питту! Летят самолеты — салют Брэду Питту!
Конечно, Питт в очередной раз доказал, какой он потрясающий актер, великолепно вживающийся в любую роль и фактически в одиночку делающий фильм. Но все-таки для хорошего коммерческого кино одного Питта мало — даже он не может спасти вялый сценарий и бессильную режиссерскую работу.