71-й Венецианский кинофестиваль — старейший из существующих смотров — открылся в Италии. В основной конкурс этого года попала картина Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
На остров Лидо, где по традиции проходит фестиваль, российский режиссёр приедет не в первый раз: в 2002 году его картина «Дом дураков» завоевала здесь «Специальный гран-при жюри». В 1966 году актриса Наталья Аринбасарова получила «Кубок Вольпи» за фильм Кончаловского «Первый учитель», а ещё раньше — в 1962 году — главный приз фестиваля достался фильму Андрея Тарковского «Иваново детство», одним из авторов сценария которого был Кончаловский.
Предугадывать решение фестивальных жюри — как правило, дело неблагодарное. В этом году соперники у картины Кончаловского более чем достойные: лауреат Венеции Фатих Акин с фильмом про геноцид армян, Абель Феррара с биографической лентой о последнем дне жизни итальянского режиссёра Пазолини, американец Дэвид Гордон Грин с фильмом «Манглхорн» и «козырем в рукаве» в виде Аль Пачино в главной роли, швед Рой Андерссон и документалист Джошуа Оппенхаймер. Не стоит сбрасывать со счетов и мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньяритту, чей «Бердмен» вчера открыл фестиваль и одновременно программу основного конкурса и уже успел заслужить восторженные отзывы критиков и эпитеты «глубокомысленный, умный и феноменальный».
О чём фильм «Унижение» с Аль Пачино →
Андрей Кончаловский с «Почтальоном» работает одновременно и на знакомой, и на неизведанной для самого себя территории. С одной стороны, действия фильма происходит всё в той же русской глубинке, что и события «Аси Клячиной» и «Курочки Рябы» — несомненных шедевров в фильмографии режиссёра. Место действия «Почтальона» — глухая деревня, герои — её обитатели, поддерживающие связь с внешним миром через почтальона Тряпицына, регулярно доставляющего корреспонденцию туда и обратно. Главное же отличие этой картины от предыдущих, да и в целом ото всех работ Кончаловского, в том, что «Белые ночи» — фильм почти документальный. Героя на самом деле зовут Алексей Тряпицын, и он действительно работает почтальоном. Самих себя играют жители деревни, и только главная женская роль досталась профессиональной актрисе — звезде «Коляда-театра» Ирине Ермоловой. Кончаловский объясняет всё это личным искренним интересом, желанием попробовать заговорить со зрителем новым для себя киноязыком и в то же время под новым углом посмотреть на тему, которая волнует его уже не одно десятилетие.
Снимать фестивальное кино в России — дело не менее неблагодарное, чем предугадывать результаты этих фестивалей. К тому же зачастую бесперспективное. Даже победа на смотрах вроде Канна и Венеции вовсе не гарантирует фильму немедленного появления в отечественном прокате. В 2011 году «Золотого льва» вручили «Фаусту» Александра Сокурова. Празднование победы сменилось долгим ожиданием и сомнениями по поводу дальнейшей судьбы картины. Пока создатели искали средства на то, чтобы показать фильм в России, и обращались с просьбами о поддержке в Фонд кино, он успел выйти на экраны Италии и Германии. Российская премьера состоялась лишь 9 февраля 2012 года.
Из совсем недавних примеров — «Левиафан» Андрея Звягинцева, вошедший в основной конкурс Каннского кинофестиваля – 2014 и завоевавший награду за лучший сценарий. Сперва из-за вступившего в силу с 1 июля 2014 года обновлённого закона о прокатных удостоверениях фильм не был показан на Московского кинофестивале — в картине звучит ненормативная лексика. По этой же причине фильм мог бы быть не допущен в широкий прокат, однако удостоверение картина получила до 1 июля, а потому, очевидно, всё же появится в кинотеатрах — с «запиканным» матом. Пока известно лишь о том, что осенью в течение одной недели «Левиафан» будет идти в московских кинотеатрах, так как это является необходимым условием для отбора фильма на премию «Оскар».
Андрей Кончаловский к подобной ситуации готов заранее и заявляет, что если его «Белые ночи» по каким-либо причинам в прокат не выйдут, он выложит его в интернет для бесплатного просмотра. Идея показывать фильмы в Сети всё чаще появляется у российских режиссёров. Валерия Гай Германика после показа своего нового фильма «Да и да» на ММКФ говорила, что ей было проще выкладывать фильмы в свободный доступ, чем переснимать, переозвучивать и «запикивать». Автор картины «Комбинат „Надежда“» Наталья Мещанинова также отказалась выпускать цензурированную версию своего фильма и надеется, что её команде удастся показать его в интернете.
Даже Венецианский кинофестиваль уже третий год — с возвращением на пост директора Альберто Барберы — показывает фильмы онлайн. В этом году в интернете можно будет посмотреть 8 картин программы «Горизонты» и ещё 3 малобюджетные экспериментальные ленты, созданные при поддержке Венецианской кинолаборатории.
От Тарковского до Кончаловского: успехи отечественного кино в Венеции →
Киновед Барбера, который до этого уже занимал президентский пост (с 1998 по 2002 годы), пришёл на смену Марко Мюллеру, руководившему фестивалем в течение 8 лет. Мюллер был известен тем, что уделял особое внимание российскому кинематографу. При нём своего «Золотого льва» получил Сокуров, а «Серебряного» — Алексей Герман-младший за «Бумажного солдата» (2008), лучшей документальной лентой программы «Горизонты» в 2005 году стали «Первые на Луне» Алексея Федорченко, а в 2007 году Никита Михалков был награждён «Специальным львом» за достижения в кино.
Альберто Барбера, вернувшись, взялся за реформирование. Помимо интернет-показов, он изменил правила отбора фильмов для всё той же программы «Горизонты», при Мюллере ставшей совсем уж экспериментальной. Появились опасения, что «золотой век» российского кино в Венеции подошёл к концу. Тем не менее в 2012 году в основном конкурсе принимала участие картина Кирилла Серебренникова «Измена», а в рамках «Горизонтов» был показан последний фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». В программу внеконкурсных показов тогда попала документальная лента Любови Аркус «Антон тут рядом». Все эти фильмы остались без наград, в следующем 2013 году единственным российским фильмом на Венецианском фестивале стал «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа-старшего. Отреставрированная версия картины 1982 попала в специальную конкурсную программу «Венецианская классика», которая в прошлом году стала конкурсной. В 2014 за приз будет бороться фильм «Я шагаю по Москве» 1964 года, главную роль в котором исполнил брат Андрея Кончаловского — Никита Михалков. У картины Григория Данелии серьёзные конкуренты: «Мушетт» Робера Брессона, завоевавший в 1967 году в Венеции «Кубок Пазинетти», «Без конца» Кшиштофа Кесьлёвского (1984), «Макбет» Романа Полански (1971) и «Украденные поцелуи» Франсуа Трюффо (1968).