Недавно в прокат вышла картина «Generаtion П» по культовому роману Виктора Пелевина. Роман был выпущен аж 12 лет назад. Не утратил ли этот материал своей актуальности?
В. Рябухин, Киров
Эта история актуальна и понятна той немалой категории людей, которые в 90-е были ещё молоды, но не очень умны, чтобы правильно понять и оценить происходящее вокруг, - говорит исполнитель одной из главных ролей в фильме Михаил Ефремов. - Они тупо велись на всевозможную мишуру, не понимая, что за ней стоит. Сейчас это взрослые люди - с опытом, с мозгами, и, думаю, им будет интересно посмотреть на то, что с ними когда-то происходило. Но в то же время не надо забывать, что «Generation П» - это очень ироничная, саркастичная и фантасмагоричная картина. В ней много полёта фантазии. Думаю, любители теории всемирного заговора найдут там много полезного для себя. Правда, я этой теории не придерживаюсь - полагаю, мир развивается преимущественно в хаосе, а не в заговорах.
Мы расспросили Михаила Ефремова о тех самых революционных 90-х годах ХХ века, серых кардиналах нашего времени и о том, почему страна сегодня переживает нравственный кризис.
На баррикады!»
«АиФ»: - Михаил, 90-е годы мы долго будем осмысливать?
М.Е.: - Очень-очень долго. Ведь мы до сих пор вспоминаем события 1917 года. Начало и конец ХХ века в России оказались идентичны по своей сути. Их роднит смена политических форматов, а это события эпохального масштаба. Конечно, это болезненно, но в то же время не лишено какого-то романтического авантюризма. Я вспоминаю, как в 1993-м в ночь с 3 на 4 октября сидел, прильнув одновременно к телевизору и трём радиостанциям. Егор Гайдар тогда, в дни второго путча, призывал москвичей выйти на защиту Президента РФ к Моссовету. Я тоже не выдержал и в конце концов отправился к фактическому штабу сторонников президента, несмотря на то, что ещё несколько часов назад там велась стрельба. На часах было уже часа два ночи, я переходил довольно пустынную улицу, как вдруг из кромешной темноты раздался возглас: «Стоять!» Мне стало немного не по себе. Я почему-то не нашёл ничего лучше, чем сказать: «Свои!» (смеётся). Там были ребята то ли из «Альфы», то ли из «Беркута». Я спросил их: «Демократия уже вне опасности?!» «Вне опасности! Оппозицию выдавили!» - отвечают. Ну я выдохнул и пошёл домой. Я как-то был спокоен за демократический строй, хотя уже в 1994-м, на мой взгляд, демократическое устройство общества начало трансформироваться в то, что мы имеем сейчас.
Кто нам важнее?
«АиФ»: - «Generаtion П» рассказывает и о начале эпохи потребления в нашей стране.
М.Е.: - Потребительское общество существует во всём мире, причём очень давно. У нас его не было только потому, что мы были закрыты. Но наступили 90-е, и нам, как туземцам во времена Колумба, Запад преподнёс бусы, зеркальца, огненную воду. Я утрирую, но по сути это верно. Хотя, мне кажется, говорить о потребительском обществе в России как о каком-то масштабном явлении неловко. Какое там потребление, когда у 95% российского народа ни хрена нет?! Парадокс в том, что мы живём в чудовищно бедной стране, несмотря на то, что внутренне она очень богата - не только нефтью и газом.
Надеюсь, у русского народа осталась известная своей глубиной и широтой душа. Правда, душа эта дико озлоблена. Озлоблена как раз потому, что людям показали - вот есть те, кто пользуется национальными богатствами, бесится с жиру, а есть вы - те, кто пашет и еле сводит концы с концами. Казалось бы, впереди Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу, но эти события пока не дают народу новых надежд. Страна переживает жуткий нравственный кризис. Но это всё, оттого что мы до сих пор рассматриваем привезённые к нам с «большой земли» «бусы-зеркала» и не понимаем - что, куда, зачем, почему.
10 фильмов с Михаилом Ефремовым >>>
«АиФ»: - Но прошло уже 20 лет, пора бы уже понять, как самим сделать такие же.
М.Е.: - Два десятилетия для такой огромной страны, как наша, - это всё равно что два дня. Сперва нам привезли эти «бусы», потом за них убивали и дрались, теперь нанимают адвокатов, чтобы те сражались за них в судах. Так постепенно, потихоньку мы идём к цивилизованному обществу. Правда, очень уж медленно протекает этот процесс. Но это всё потому, что у нас не решён ключевой вопрос: «Что важнее - государство или человек?» Для чего и ради чего всё?! Судя по всему, человек у нас как существовал, так и существует для государства. Увы…