Творчество Леонида Гайдая отчетливо делится на несколько этапов. В шестидесятые он снимал оригинальные фильмы, наполненные гэгами по образцу немых комедий 1920-х — и заслужил славу самого кассового советского комедиографа. Его картины «Операция „Ы“», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» были лидерами проката и по праву вошли в золотой фонд отечественного кино, их повторяют по ТВ и в наше время. Уже в восьмидесятые он снова вернулся к оригинальным сюжетам, но прежнего эффекта добиться не мог. А в семидесятые Гайдай занимался экранизациями, первой из которых стала комедия «12 стульев» по роману Ильфа и Петрова. Второй подход Гайдай сделал к пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич».
Пьеса эта была написана ещё в тридцатые, её даже готовили к постановке, но в итоге запретили — и до широкого читателя она дошла лишь в шестидесятые, когда в СССР заново открывали этого писателя. Открытие это шло с определенными оговорками, и, по одной из версий, Юрий Никулин отказался сниматься в новой картине прославившего его режиссера как раз из опасений, что «Ивана Васильевича» положат на полку. Впрочем, актеров Гайдай нашел вполне соответствующих — Юрий Яковлев очень ярко сыграл царя Ивана IV Грозного и вовсе не грозного управдома Буншу. Сумел Гайдай и вернуть в кино Шурика; у Булгакова этого персонажа звали иначе, но режиссер явно хотелось снова поработать с Александром Демьяненко — или же он понимал, что очередные «Приключения Шурика» привлекут больше зрителей. Появилась в картине и Наталья Селезнева — правда, в роли не Лиды, а Зины, но эта Зина была женой Шурика. Ну и целая россыпь звезд — Леонид Куравлев (вор-домушник Жорж Милославский), Наталья Крачковская (жена Бунши), Михаил Пуговкин (режиссер Якин), Наталья Кустинская (пассия Якина), Владимир Этуш (стоматолог Шпак).
Проблема оказалась в другом. Действие пьесы Булгакова целиком происходило в коммунальной квартире, где обитали все вышеперечисленные персонажи. Для театра такой подход обоснован — он означает минимум декораций. Для кино — не подходит категорически. Но фильмов по пьесам в СССР снимали много, так что способы превратить театральное действо в кино имелись.
Эльдар Рязанов в «Иронии судьбы» заставлял героев бегать между соседними домами и ездить в аэропорт, а в «Служебном романе» — ходить по улицам; Олег Ефремов в «Старом Новом годе» просто добавил немного городской натуры; Михаил Козаков в «Покровских воротах» перенес часть действия на открытое пространство. Гайдай тоже лишь добавил несколько уличных сцен — и у него получилось создать ощущение огромного города, что в прошлом, что в современности.
Правда, не все такие сцены снимали в Москве. Например, московский Кремль XVI века нашли в Ростове Великом — именно по его стенам Бунша и Милославский убегали от стрельцов, и из этого кремля войско уезжало на битву с крымским ханом, который снова безобразничал на Изюмском шляхе. Ради одной сцены часть съемочной группы и вовсе оказалась в Ялте –набережная этого города сыграла Гагры, в которой Якин снимал свой фильм; там Селезнева-Зина «поет» известную песню «Звенит январская вьюга». Но и Москва в «Иване Васильевиче» имеется в достаточном количестве.
01. Дом, в котором жил Шурик


Своих героев Гайдай поселил на Новокузнецкой улице, в относительно свежем на тот момент (1971 года постройки) доме номер 13. Почему именно там — история умалчивает, а в сети высказывают различные мнения; например, по одной из них — из-за цвета и необычной формы фасадов (этот дом даже прозвали «гармошкой» или «пьяным»). Вот только внутри подъездов было не так просторно, как требовалось киношникам, поэтому сами подъезды и квартиры были выстроены в павильонах «Мосфильма» — как, кстати, и царские палаты из прошлого, куда забросила Милославского и Буншу изобретенная Шуриком машина времени.
01_1Телефон


Но одну декорацию Гайдай возвел прямо рядом с тем самым домом — это телефонная будка, из которой звонят персонажи картины, в том числе и новая пассия Якина («Галочка, ты сейчас умрешь!»). На самом деле никакой телефонной будки там никогда не было — но по сюжету она была нужна. Любопытно, что голос Кустинской можно услышать не только во время разговора её героини с Галочкой. Когда Милославский (Куравлев) меняет голос во время разговора со Шпаком, за него говорит как раз Кустинская.
02. Магазин радиодеталей


По ещё одной версии, почему Гайдай выбрал именно этот дом для проживания Шурика, было наличие на первом этаже магазина радиодеталей. Кроме того, там же был магазина «Свет» — именно в нем Шурика дважды поджидают неудачи. Ну а нужный транзистор он купил у «жучка» (его сыграл Эдуард Бредун) как раз в том самом магазине радиодеталей — хотя все зрители были уверены, что Шурик метался чуть ли не по всей Москве. Сейчас этих магазинов — ни «Радиотоваров», ни «Света» — уже не существует, а их место занимают совсем другие предприятия торговли.
03. Климентовская церковь


Напомним, что сюжет картины строится на одновременном попадании, так что пока Бунша и Милославский пытаются уцелеть в XVI века, настоящий царь Иван Васильевич («Увы мне, увы мне, Иван Васильевич!») в будущем слушает Высоцкого, наставляет на путь истинный режиссера Якина и любуется Москвой начала 1970-х.
04. Наш адрес — Новый Арбат


Конечно, никакого адреса дома Шурика в фильме нет. Поэтому Шурик с Буншей бродят во дворе того самого дома на Новокузнецкой улице, а царь может позировать на фоне Климентовской церкви. Но когда камера меняет ракурс — зрители видят панораму Калининского проспекта (сейчас — Новый Арбат), который в те годы тоже была относительно новым. Проложили его в 1960-е годы, чтобы связать улицу Воздвиженку и Кутузовский проспект; во время постройки были снесены многие дома, расположенные между Арбатом и Поварской улицей.
В кадре видны два знаковых здания — дом-книжка СЭВ (его закончили в 1970 году) и гостиница «Украина», которая была одной из семи сталинских высоток Москвы. Сейчас этот вид заметно изменился и, пожалуй, удивил бы царя ещё сильнее — за гостиницей появился целый комплекс небоскребов Москва-Сити. Кстати, точных данных, как Гайдай снял эти кадры, нет — возможно, съемки велись с крыши одного из домов по четной стороне проспекта.
05. Якин с пассией на Новом Арбате


Режиссера Якина (Пуговкин) зрители впервые видят в «киносъемочной» машине. Он разговаривает со своей новой пассией (Кустинская) и ругает Зину, которая перепутала чемоданы. Финальная точка их маршрута известна — эта машина в итоге тормозит у дома на Новокузнецкой. А вот откуда они ехали — непонятно, поскольку машина выруливает с Поварской улицы (в те годы она называлась улица Воровского) на Калининский проспект. Чуть правее остается храм преподобного Симеона Столпника, который стоял на этом месте несколько веков; архитекторам удалось его сохранить во время прокладки проспекта, но в те годы он находился в ведении общества охраны природы и в нем проводили выставки мелких животных и птиц. Афишу с объявлением о такой выставке можно увидеть в одном из кадров «Ивана Васильевича». В 1992 году храм передали церкви, и сейчас он является действующим.

