В мире изобразительного искусства не так часто встретишь по-настоящему одаренную художницу: не каждая женщина решиться отказаться ради искусства от счастья, чувств и свободы. Но судьбу не выбирают, и иногда все эти лишения происходят сами собой. 12 декабря родилась художница с невероятно трагичной судьбой – Зинаида Серебрякова. Зинаида Евгеньевна из-за близкого родства долго не могла выйти замуж за любимого человека, а поженившись – скоро его потеряла. В годы революции она оказалась одна с четырьмя детьми на руках. Она отказывается рисовать советских комиссаров и агитационные плакаты, потому остается практически без работы. Голод и постоянная нужда вынуждают ее прекратить писать масляными красками, на которые попросту не хватает денег. Она уезжает в Париж, оставляя в России двоих детей, и не видит их 36 лет. За границей также ее верными спутниками остаются голод и нищета. Она много рисует, но делает это фактически бесплатно… Лучшие работы Зинаиды Серебряковой – в галерее АиФ.ru.
Стать художником Зинаиде Серебряковой было просто предначертано судьбой. Она родилась в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец – Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна в молодости была художником-графиком.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 она путешествует в Италию. В 1905—1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.
В 1910 году почти никому не известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова показала на выставке Союза русских художников автопортрет «За туалетом», портреты знакомых, пейзажи, этюды крестьян. Её выступление было для всех неожиданным и вызвало восторженные отзывы. Особенно понравился автопортрет. Действительно, это произведение Серебряковой отвечало потребности многих её современников в «живительном ключе здоровья».
Александр Николаевич Бенуа писал в то время о Серебряковой: «Ныне она подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить её...»
В 1919 году в семье случилось большое горе – Борис умирает от тифа. Зинаида остается в 35 лет одна с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию.
Голод. Запасы семьи разграблены революцией. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение — «Карточный Домик», показывающий всех четверых осиротевших детей.
Зинаида отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Им правда оставили всего три комнаты. Но к счастью уплотнили их родственниками и друзьями.
Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре художница постоянно рисовала. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.
В начале сентября 1924 года Серебрякова уехала в Париж с двумя детьми Сашей и Катей, которые увлекались живописью. Маму с Таней, которая увлекалась балетом и Женей, который решил стать архитектором, она оставила в Ленинграде, надеясь заработать в Париже и вернуться к ним.
В первые годы парижской жизни Зинаида Евгеньевна испытывает большие трудности: денег не хватает даже на необходимые расходы. Константин Сомов, помогавший ей получать заказы на портреты, пишет о её положении: «Заказов нет. Дома нищета... Зина почти всё посылает домой... Непрактична, делает много портретов даром за обещание её рекламировать, но все, получая чудные вещи, её забывают...»
В Париже Серебрякова живёт уединенно, нигде не бывает, кроме музеев, и очень тоскует по детям. Все годы эмиграции Зинаида Евгеньевна пишет нежные письма детям и матери, которые всегда духовно поддерживали её. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.
В 1928 и 1930 Зинаида едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе.
Стать художником Зинаиде Серебряковой было просто предначертано судьбой. Она родилась в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец – Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна в молодости была художником-графиком.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 она путешествует в Италию. В 1905—1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.
В 1910 году почти никому не известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова показала на выставке Союза русских художников автопортрет «За туалетом», портреты знакомых, пейзажи, этюды крестьян. Её выступление было для всех неожиданным и вызвало восторженные отзывы. Особенно понравился автопортрет. Действительно, это произведение Серебряковой отвечало потребности многих её современников в «живительном ключе здоровья».
Александр Николаевич Бенуа писал в то время о Серебряковой: «Ныне она подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить её...»
В 1919 году в семье случилось большое горе – Борис умирает от тифа. Зинаида остается в 35 лет одна с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию.
Голод. Запасы семьи разграблены революцией. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение — «Карточный Домик», показывающий всех четверых осиротевших детей.
Зинаида отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Им правда оставили всего три комнаты. Но к счастью уплотнили их родственниками и друзьями.
Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре художница постоянно рисовала. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.
В начале сентября 1924 года Серебрякова уехала в Париж с двумя детьми Сашей и Катей, которые увлекались живописью. Маму с Таней, которая увлекалась балетом и Женей, который решил стать архитектором, она оставила в Ленинграде, надеясь заработать в Париже и вернуться к ним.
В первые годы парижской жизни Зинаида Евгеньевна испытывает большие трудности: денег не хватает даже на необходимые расходы. Константин Сомов, помогавший ей получать заказы на портреты, пишет о её положении: «Заказов нет. Дома нищета... Зина почти всё посылает домой... Непрактична, делает много портретов даром за обещание её рекламировать, но все, получая чудные вещи, её забывают...»
В Париже Серебрякова живёт уединенно, нигде не бывает, кроме музеев, и очень тоскует по детям. Все годы эмиграции Зинаида Евгеньевна пишет нежные письма детям и матери, которые всегда духовно поддерживали её. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.
В 1928 и 1930 Зинаида едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе.
|
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро и бесплатно
|