Редакция издательского дома «АиФ» расположена в старинной московской усадьбе Барышникова на Чистых прудах. Именно тут, во флигеле у друзей Грибоедов жил около 8 месяцев, отсюда отправлялся на балы на Остоженку и Пречистенку, восклицая как его будущий герой «Карету мне, карету!» И именно под этими сводами впервые прозвучали бессмертные строки его комедии.
«Что нового покажет мне Москва?»
Литературно-музыкальный вечер открыли главный редактор «АиФ» Игорь Черняк и первый заместитель гендиректора «АиФ» Марина Мишункина.
Среди гостей были депутат Мосгордумы, народный артист России Евгений Герасимов, политологи Михаил Делягин и Сергей Марков, представитель ООН Марина Вашукова, заместитель директора музея Хмелита Алла Филиппова и многие другие. А модератором мероприятия стала политобозреватель «АиФ» Наталия Андрущенко.
В начале вечера было зачитано приветственное слово министра культуры РФ Владимира Мединского, в котором тот выразил признательность организаторам за то, что они помнят великого русского поэта и дипломата.
Игорь Черняк и Марина Мишункина также поблагодарили всех собравшихся. «Огромное спасибо, что, невзирая на занятость, вы здесь сегодня с нами, что мы вместе можем вспомнить нашего земляка и великого деятеля, дипломата и поэта», — подчеркнула Марина Мишункина.
Евгений Герасимов отметил актуальность произведения Грибоедова и сегодня. «Вы знаете, что в 5 московских театрах идет „Горе от ума“. Это разные спектакли и постановки, но они говорят об удивительной актуальности этого произведения во все времена», — отметил он.
«Хотел бы поблагодарить „АиФ“, что они устроили такой праздник в таком уникальном месте. Грибоедов — единственный поэт, который погиб при исполнении служебных обязанностей. Почти единственный, кто имел боевые награды. Он был поэт-воин», — напомнил главный редактор издательства «Вече», кандидат исторических наук Сергей Дмитриев. Он посетовал, что драматург недооценен: в Москве нет улицы и станции метро имени Грибоедова, а тем более музея литератора. «Он был воином. Он был журналистом и историком — трудно перечислить области, где не блеснул бы Александр Сергеевич», — дополнила его замдиректора по научной работе музея-заповедника Грибоедова «Хмелита» Алла Филиппова.
«Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног!»
..Эти строки снова прозвучали в особняке на Мясницкой. Теперь уже из уст актера, который перевоплотился в мятежного героя, впервые поставившего перед московской светской публикой вопрос «А судьи кто?»
Благодаря артистам Малого театра гости увидели знаменитую сцену приезда Чацкого — и пережили хорошо знакомые со школьных лет эпизоды. Внезапный визит Чацкого, резкая холодность его невесты, сарказм и поучения Фамусова, разочарование молодого человека и насмешки высшего света, выставившего в итоге «бунтовщика» сумасшедшим.
В героев комедии преобразились актеры Малого театра — актриса Полина Долинская, заслуженная артистка России Инна Иванова и заслуженный артист России Глеб Подгородинский.
«Забылись музыкой, и время шло так плавно»
Вечер был стилизован под бал, в чем-то похожий на те, на которых бывал писатель. Большой зал особняка наполняли мужчины во фраках и барышни, одетые в платья ампир, которые считались последним веянием моды во времена Грибоедова. Дополняли женские образы высокие укладки из локонов, длинные перчатки, цветочные бонбоньерки, миниатюрные ридикюли. Не трудно представить, что так могла выглядеть когда-то и обожаемая Чацким Софья, беспокоившаяся, что парикмахер до бала «щипцы простудит» и отказывавшая по этой причине бывшему возлюбленному в общении.
Гости смогли полностью почувствовать атмосферу того времени — историческое общество «Бал в русской усадьбе» подарило им несколько танцев XIX века. Полонез сменялся мазуркой, вальс кадрилью — и присутствовавшие смогли не только увидеть танцевальные па, о которых они читали только в книгах, но и рассмотреть платья и прически танцующих, которые были выполнены с исторической точностью.
«Я странен, а не странен кто ж?»
Сюжет «Горя от ума» пытались переосмыслить режиссёры разных лет. Какое созвездие имён вспоминается только при упоминании главного героя — роль Чацкого исполняли Борис Бабочкин, Эраст Гарин, Олег Меньшиков, Павел Мочалов, Михаил Царёв, Виталий Соломин, Василий Качалов. Вспомнить созданные ими образы можно было в соседнем Овальном зале — там был собран настоящий вернисаж из красочных афиш спектакля «Горе от ума» от разных театров России за два с лишним века из коллекции Государственного историко-культурного и природного музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита». Также были представлены уникальные издания произведения из архива Библиотеки № 1 им. А.С. Грибоедова.
«Счастливые часов не наблюдают»
А в завершении импровизированного бала для гостей прозвучали звуки знаменитого вальса, сочиненного самим Грибоедовым. Возможно эта прощальная нота для многих стала сюрпризом — не все знали, что знаменитый поэт в своё время был более известен как композитор.
Бал в «АиФ», хоть и был выдержан в духе произведения Грибоедова, все-таки в отличие от собрания у Фамусова закончился радостно. «Хочется поблагодарить устроителей этого мероприятия ИД „Аиф“ в лице его генерального директора, главного редактора и всех сотрудников за то, что состоялось сегодня такое действо», — отмечали все.
Кропотливую работу организаторов подчеркнули и главный редактор газеты «Совершенно секретно» Олег Соловьев, и председатель исторического общества «Бал в русской усадьбе» Алексей Семилеткин, и многие другие приглашенные гости.
В организации вечера принимали участие музей Хмелита, библиотека им. Грибоедова, артисты Малого театра и другие ценители творчества поэта.